Греф уступил


На днях российский президент Владимир Путин обсудил с министром экономического развития и торговли Германом Грефом программу создания венчурных фондов для инвестирования в инновационные проекты. Как следует из официальной стенограммы встречи, внимание президента в особенности привлек проект создания фонда для финансирования IT-проектов, создать который он поручил правительству еще год назад. По словам Грефа, проект создания фонда полностью согласован и в ближайшее время должен быть подписан – “это вопрос недели максимум”.

Создание РИФИКТа тормозилось из-за споров между инициатором создания этого фонда, Мининформсвязи, с Минэкономразвития и Минфином. Чиновникам Минфина не нравилось, что фонд претендует на бюджетные средства, – в результате Минэкономразвития согласилось, чтобы РИФИКТ пополнялся за счет инвестфонда. В Минэкономразвития же придерживались третьей точки зрения, призывая создать IT-фонд на базе более масштабного фонда фондов, финансирующего многочисленные венчурные проекты. Однако создание фонда фондов задерживалось, что, в свою очередь, стопорило и формирование фонда для IT.

Теперь это препятствие устранено. “Решено создать отдельный акционерный фонд для инвестирования в IT, а независимо от него будет существовать Российская венчурная компания (РВК), управляющая фондом фондов”, – рассказывает начальник отдела механизмов развития частного и государственного партнерства Минэкономразвития Юрий Амосов. РВК, по его словам, будет принадлежать государству и приобретать миноритарные инвестиционные паи в венчурных фондах, а РИФИКТ будет полностью государственным лишь в первый год своего существования. По истечении этого срока 51% его акций должны будут выкупить частные инвесторы, а еще через два года фонд должен стать полностью частным. При этом решено, что средства от продажи госдоли получит РВК, добавляет Амосов.

Первоначально государство вложит в фонд 1,4 млрд руб., а в течение года частные инвесторы должны будут довнести еще 1,5 млрд руб., говорит директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов. Из какого источника придут деньги государства, ни он, ни Амосов пока не знают – по их словам, решение на этот счет будет принято правительством на днях. “Мы предлагаем, чтобы это были средства инвестфонда”, – уточняет Бяхов. По его словам, Мининформсвязи устраивает схема, при которой работа РИФИКТа первоначально будет реализована без участия фонда фондов. Ничего не имеют против этого и в Минфине, говорит руководитель пресс-службы этого министерства Андрей Сайко.

Инвесторы, желающие вложиться в РИФИКТ, уже есть, они ждут лишь решения правительства, которое окончательно определит схему работы фонда, говорит Бяхов. “С привлечением в фонд частных инвестиций проблем не будет, поскольку еще с прошлого года образовался большой пул компаний, которые готовы инвестировать собственные средства в такой фонд”, – соглашается президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Одним из таких инвесторов согласна выступить и ее компания. “Мы очень рады, что инвестиционный фонд IT-отрасли все-таки создается в том формате, в каком отрасли и требуется, пусть и с неоправданно большим опозданием”, – заключает Ускова.

А представитель другой крупной IT-компании доверять свои средства РИФИКТу пока не готов. “Вкладывать деньги – это искусство, поэтому многое зависит от репутации инвестфонда. А в случае с РИФИКТом мы даже не знаем, как этот фонд будет управляться”, – объясняет он. У Intel имеется специальное подразделение Intel Capital, которое наряду с другими финансовыми институтами обычно выступает в роли соинвестора в высокотехнологичные компании, рассказывает руководитель пресс-службы Intel в России и СНГ Всеволод Семенцов. “Мы предпочитаем вкладывать деньги в развитие технологий, а не в акции фондов”, – объясняет он, добавляя, что решение о возможном участии в РИФИКТе корпорация примет, лишь ознакомившись с деталями реализации его проектов.