Неудачный раунд


Всемирная торговая организация (ВТО) собирала министров в надежде выработать принципы нового глобального соглашения о торговле, которое могло бы быть заключено в начале 2007 г. и способствовало бы ускорению роста мировой экономики, в первую очередь развивающихся стран.

Но обсуждение с самого начала не заладилось. Камнем преткновения стал спор о сельскохозяйственной политике, который ведут ЕС и США. Европа и развивающиеся страны сопротивляются желанию США расширить себе доступ на зарубежные рынки сельхозпродукции. Они согласны обсуждать этот вопрос не раньше, чем Вашингтон согласится урезать субсидии фермерским хозяйствам. Европейцы настаивают, чтобы США сократили их с $22 млрд до $15 млрд в год.

В ответ американцы требуют, чтобы Европа снизила пошлины на сельскохозяйственный импорт. ЕС уже согласился снизить пошлины в среднем на 39%, но США настаивают на снижении как минимум на 54%.

Генеральный директор ВТО Паскаль Лами предложил, чтобы богатые страны – и ЕС, и США – снизили импортные тарифы на 54%, а США установили бы потолок для фермерских субсидий в $20 млрд в год. Предложение было отвергнуто Штатами. Администрация США, на которую в этом вопросе сильно давит конгресс, едва ли пойдет на сокращение фермерских субсидий. Главный переговорщик со стороны ЕС Питер Мандельсон сказал, что европейцы готовы предложить дальнейшее снижение тарифов, но не на этой встрече.

Между тем Лами предупреждал, что затягивание с решением вопроса крайне нежелательно. “Если мы не совершим прорыва в течение ближайших дней, то окажемся перед лицом кризиса”, – говорил он. “Большие игроки создали впечатление, что прорыв в обсуждении возможен, – констатировал Дипак Патель, министр торговли Замбии. – Однако с самого начала обсуждения стало ясно, что их разделяет пропасть”. А его бразильский коллега Селсу Аморим сказал, что, по его мнению, разногласия углубились. Торговый представитель США Сьюзан Шваб назвала переговоры “обескураживающими”.

В ближайшие недели Паскаль Лами займется “челночной дипломатией” и постарается сгладить разногласия между основными участниками переговоров. “Это кризис, – констатирует он. – Но, кажется, пока его можно разрешить”.