Nissan готов к слиянию


Вчера совет директоров Nissan Motor проголосовал за начало переговоров с General Motors о создании альянса американской компании с Renault и Nissan. Председательствовал на совете директоров гендиректор Renault и Nissan Карлос Гон, сообщила японская компания. Вчера этот же вопрос обсуждал совет директоров Renault. На момент сдачи номера его решение не было объявлено. А источник, знакомый с ходом обсуждений во французской компании, сообщил The Wall Street Journal, что директора Renault, вероятнее всего, примут такое же решение, как и Nissan.

Крупнейший акционер GM Кирк Керкорян, владеющий 9,9% ее акций, обратился к директорам американской компании с предложением заключить альянс с Renault и Nissan в пятницу. Предложение заключается в том, что Renault и Nissan приобретут каждая по 10% вновь выпущенных акций GM. При этом GM может заработать на сделке $3,3 млрд. Впервые Керкорян озвучил эту идею две недели назад в частной беседе с гендиректором Renault и Nissan Карлосом Гоном, пишет Financial Times. Совокупный объем производства компаний может составить 15 млн автомобилей – четверть мирового рынка.

В субботу Renault и Nissan разместили совместное официальное заявление. “Альянс Renault – Nissan – это открытое партнерство, которое никогда не было ограничено двумя партнерами, – сказано в сообщении. – При благоприятных обстоятельствах и наличии подходящего партнера альянс может быть расширен”. Инициатива полностью исходит от Керкоряна, возглавляемого им фонда Tracinda и финансового консультанта Джерома Йорка, настаивают в Renault и Nissan. Для изучения возможности создания трехстороннего партнерства необходимо не только согласие советов директоров французской и японской компаний, но также одобрение и поддержка совета директоров и менеджеров GM. В пятницу GM организовала телеконференцию для обсуждения альянса, однако никаких заявлений тогда сделано не было. Комментарии GM вчера получить не удалось.

“Партнерство с Renault и Nissan и Карлосом Гоном выгодно GM, – говорит аналитик Raiffeisen Bank Кристоф Клапер. – Перед [американской] компанией cейчас стоит задача снизить затраты, а Гон – известный “убийца издержек”. В 1999 г. Гон был назначен гендиректором Nissan, когда компания находилась на грани банкротства. Меньше чем за три года менеджер увеличил объем производства Nissan на 1 млн автомобилей, избавил ее от задолженности, а операционная прибыль компании выросла до 8%. Источники WSJ говорят, что Гон рассчитывает, что три компании смогут значительно снизить издержки за счет взаимодействия в области инженерных работ, использования общих платформ для создания автомобилей, объединения процессов производства.

Впрочем, для Renault и Nissan партнерство с убыточной GM может быть чревато снижением рейтинга, говорит Клапер. “За 10% акций GM Renault заплатит около 1,3 млрд евро ($1,66 млрд. – Ведомости), что может снизить рейтинг Renault на один пункт до уровня BBB”, – написал в своем отчете аналитик Dresdner Kleinwort Кристоф Буланже. А аналитик Goldman Sachs Роберт Берри видит мало логики в создании альянса как для Renault – Nissan, так и для GM. Renault недавно сама начала план реструктуризации, а Nissan в США активно конкурирует с американскими автопроизводителями, отнимая долю рынка у “большой детройтской тройки”, отмечает он. “Nissan и Renault придется взвалить на себя “наследие” GM: затраты на рабочую силу, проблемы с дистрибуцией. Даже при хорошем менеджменте их нелегко разрешить”, – говорит сотрудник банка UBS. (Использованы материалы FT, WSJ, Reuters, Associated Press.)