Своя цена


Вчера правительство объявило, сколько акций “Роснефти” может быть предложено инвесторам в ходе IPO: “Роснефтегазу” разрешено “отчуждение” до 1,356 млрд акций “Роснефти” “путем предложения неограниченному кругу лиц”. Это 14,9% нынешнего уставного капитала компании, или 14,3% капитала с учетом допэмиссии на 400 млн акций – их может предложить инвесторам в ходе IPO сама “Роснефть”. Если “Роснефтегаз” и “Роснефть” разместят все эти бумаги, то после IPO у миноритариев окажется 18,5% акций “Роснефти”, а максимальный объем привлеченных средств составит $13,8 млрд. Крупнейшее в мире IPO прошло в 1999 г. – акции итальянской Enel были проданы за $19 млрд; второе место у японского телекоммуникационного холдинга NTT DoCoMo – $18,4 млрд. Крупнейшее среди российских компаний IPO провела АФК “Система” в феврале 2005 г., собрав на LSE $1,56 млрд.

За все разрешенные акции “Роснефтегаз” может получить от $7,9 млрд (если размещение пройдет по нижней границе коридора) до $10,64 млрд (по верхней). Но компании надо минимум $8,5 млрд, чтобы погасить кредит западным банкам, проценты по нему и заплатить налоги. Так что акции “Роснефти” надо продавать по $6,27, или на 7% дороже минимальной цены.

Минимальная оценка правительством “Роснефти” составит не $60 млрд, а $64,3 млрд, и инвесторы будут на это ориентироваться, говорит аналитик UBS Каха Кикнавелидзе. Но правительство должно быть готово недобрать до $8,5 млрд, добавляет он. Чиновники никак не могут поверить, что из-за падения рынка “Роснефть” может стоить $60 млрд, объясняет один из организаторов IPO. “Зачем ориентироваться на минимальную цену? – спрашивает источник, близкий к совету директоров “Роснефтегаза”. – Чиновники хотят попасть хотя бы в середину диапазона”. Правительство рискует, предупреждает финансист, готовящий IPO: можно не собрать нужной суммы. “Тогда будут искать другие способы привлечь еще $600 млн”, – парирует источник, близкий к совету директоров “Роснефтегаза”.

Чиновники играют на повышение, чтобы не потерять полного контроля над “Роснефтью”, допускает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Ведь после IPO “Роснефти” придется отдать до 11,85% от нынешнего уставного капитала в ходе консолидации. В этом случае, чтобы сохранить 75% плюс 1 акция, надо размещать не больше 13,15% не дешевле $7,1 за акцию. Тогда, если “Роснефть” откажется размещать допэмиссию, государство сохранит полный контроль над компанией, говорит Шеин. Один из организаторов IPO говорит, что чиновники высказывали такое пожелание, но все зависит от цены выкупа.

Банкиры не спешат прогнозировать цену размещения и спрос, хотя в один голос твердят, что желающих купить акции “Роснефти” немало. Есть список мейджоров – около 15 крупных нефтяных компаний, которым предлагают акции “Роснефти”, рассказали два банкира – организатора IPO. К ранее перечисленным – BP, Shell, ExxonMobil, Chevron, ENI, Total, индийской ONGC и китайским CNPC и Sinopec – добавились малайзийская Petronas и бразильская Petrobras, сообщила лондонская The Business. Petronas наряду с китайской CNPC в числе потенциальных инвесторов назвала Financial Times. По ее данным, каждая из этих компаний может вложить в акции “Роснефти” по $1–2 млрд (1,3–3,6% уставного капитала в зависимости от цены размещения). “Нас пригласили принять участие в IPO”, – подтвердил API гендиректор Petronas Хассан Марикан. А вот BP, по данным Reuters, покупать “Роснефть” не собирается. Petrobras вчера заявила, что не собирается покупать долю в “Роснефти”, в BP, Shell, Exxon и “Роснефти” от комментариев отказались.