“Трансгрупп” поможет РЖД


Сегодня совет директоров РЖД рассмотрит план монополии по созданию нового оператора, который займется перевозкой автомобилей. Партнером РЖД в этом проекте должен стать другой железнодорожный оператор – “Трансгрупп”, рассказали “Ведомостям” два чиновника, знакомых с материалами к совету. Они утверждают, что себе РЖД хочет оставить 51% акций новой компании. Один из собеседников “Ведомостей” уточняет, что монополия собирается внести в СП около 4500 специализированных платформ и вагонов на общую сумму 1,8 млрд руб. Оставшаяся доля отойдет “Трансгрупп”, которая заплатит за нее 1,7 млрд руб. живых денег.

В пресс-службе РЖД подтвердили, что совсем недавно правление компании одобрило этот план. Создать СП около года назад монополии предложила “Трансгрупп”. По словам представителя РЖД, компания собирается передать новому оператору 1583 специализированные закрытые платформы, рассчитанные на перевозку в среднем 10 автомобилей. А оставшийся парк – открытые платформы, на модернизацию которых и понадобятся деньги “Трансгрупп”. Провести такую модернизацию несложно, ведь сделать это может Брянский завод “Трансмашхолдинга”. Если сегодня совет одобрит этот план, новый оператор может появиться уже в этом году. В 2007 г. его выручка составит 5,6 млрд руб., чистая прибыль – 0,7 млрд руб. А если за пять лет он привлечет 10,5 млрд руб. инвестиций и доведет свой специализированный парк до 4500 платформ, то к 2016 г. его оборот составит 18 млрд руб., а чистая прибыль – 2,8 млрд руб. Каков сейчас доход РЖД от автомобильных перевозок, в монополии не говорят. Представитель РЖД лишь сказал, что в 2005 г. его компания доставила клиентам около 150 000 автомобилей.

В “Трансгрупп” от комментариев отказались. Близкий к совету директоров РЖД источник уточняет, что вопрос будет решаться без правительственной директивы. А чиновник Минэкономразвития уверен, что план одобрят: “Трансгрупп” устраивает нас как партнер, а сама РЖД этот бизнес точно не поднимет”.

Впрочем, эксперты сомневаются, что проект РЖД ждет успех. Сейчас основной клиент монополии – “АвтоВАЗ”, говорит независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. А самые доходные сегменты бизнеса принадлежат автоперевозчикам. Именно они занимаются транспортировкой новых иномарок, в том числе японских и корейских автоконцернов, основной поток которых идет через Финляндию. Соглашается с этим и менеджер одного из крупнейших автоперевозчиков – компании “Гема” с парком из более чем 100 автовозов. По данным агентства SeaNews, в 2005 г. в Россию было импортировано 565 920 новых и подержанных легковых автомобилей на сумму свыше $5,6 млрд. И только через выборгский погранпереход “Торфяновка” прошло автомобилей на $1,7 млрд. “Когда я работал в “Автомире”, мы пытались возить железной дорогой Skoda из Чехии, – вспоминает Алексейчук. – Это немного дешевле, но долго – две недели вместо трех дней на автовозах – и автомобили приходят с огромным количеством повреждений”. Единственный шанс РЖД – перетянуть на себя транзит из Азии в Европу, оговаривается Алексейчук. Сейчас автомобили из этого региона доставляются по морю. Причем доставка занимает около месяца, отмечает эксперт. Если РЖД увеличит скорость доставки и повысит качество обслуживания, она может перетянуть на себя этот многомиллионный поток, заключает Алексейчук.