“Единомышленники”


Вчера Владимир Путин приехал на форум НКО “Гражданская восьмерка” в Центр мировой торговли. Два часа пообщавшись с правозащитниками, президент назвал их своими “единомышленниками” и признался, что “счастлив, что пришел сюда”. После чего под бурные аплодисменты пообещал донести до лидеров стран G8 их рекомендации.

В понедельник правозащитники провели четыре круглых стола и выработали рекомендации к саммиту по восьми вопросам: энергетической безопасности, правам человека, глобальной безопасности, борьбе с бедностью и др. Вчера они подвели итоги своей работы на общем заседании. После пары вступительных речей о роли G8 в продвижении целей НКО в президиуме появился Владимир Путин, и ему тут же предоставили слово.

Итоговые документы форума перекликаются с теми, которые готовятся для лидеров G8 на саммит, отметил президент, но некоторые рекомендации вызовут споры. Например, идея свернуть программу развития атомных энергоблоков и запретить перемещение ядерных отходов. “Предмет обсуждения – не развитие ядерной энергетики, а обеспечение ее безопасности”, – пояснил Путин и добавил, что некоторые лидеры не хотели трогать эту тему, но он смог их убедить, приведя в пример Чернобыль.

Когда президент сказал, что пока рано работать над альтернативными источниками энергии, раздался грохот падающих стульев – вскочили шестеро активистов “Экозащиты”. На их черных майках белел лозунг “Нет АЭС”. Путин остановил метнувшегося к ним сотрудника ФСО: “Пускай люди занимаются своим делом, не будем им мешать, они же пришли сюда заявить о себе”. “Это ваши земляки из Петербурга”, – кивнула президенту организатор форума, председатель президентского совета по развитию гражданского общества Элла Памфилова. “Это не срыв форума, а реакция на несогласие Путина с нашими требованиями по энергетике, – пояснил “Ведомостям” один из активистов, Андрей Ожаровский. – Кстати, питерцев среди нас сегодня нет”.

После этого общественники не стеснялись критиковать лидеров G8 и Путина в частности. Участники форума разочарованы тем, что права человека выпали из внимания G8, сказал президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. Он пожаловался на неоправданное вмешательство государства в деятельность НКО и появление квазигосударственных организаций. А генсек Amnesty Int Айрин Кан обратила внимание на давление на гражданское общество по всему миру, а в России – принятие закона об НКО.

“Мне стыдно, что все готовы говорить о правах человека в других странах, а не у себя”, – заметил Путин про своих коллег по G8. Он обещал учесть замечания по закону об НКО, если тот окажется “несовершенным”. Этот закон предполагает наведение порядка, а ведь можно было вообще сделать невозможным функционирование НКО, напугал присутствующих президент. При этом он подчеркнул, что будет “бороться”, чтобы иностранные правительства не финансировали политическую деятельность в России. Общественники попросили создать условия для предпринимательских инициатив НКО и заняться борьбой с коррупцией. В ответ Путин посоветовал бизнесу никого не подкупать и работать в рамках закона.

Это элемент пиара, рассчитанного и на Запад, и на внутренний рынок, говорит политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, Путин демонстрирует взвешенную позицию накануне саммита: жесткие слова насчет ВТО, если США будут тормозить процесс, и готовность диалога с гражданским обществом. Вряд ли лидеры G8 учтут рекомендации общественников – разве только они будут совпадать с их исходными позициями, добавляет эксперт.