Как правильно льстить начальникам


Алексей Аблаев, заместитель главы московского офиса американской биотехнологической компании Ginincor, не одергивает себя, если хочет сказать своему начальнику что-то приятное. “Похвала в адрес шефа – это некий ритуал во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, – считает он. – Ты признаешь его успехи, а значит, его силу, влияние над собой”. Одобрение действий шефа со стороны подчиненных говорит о солидарности в команде, уверен Евгений Ройтман, владелец и гендиректор компании “Супершина”. “На начальника валится столько разных проблем и неурядиц, так что он, наверное, в большей степени, чем другие сотрудники, нуждается в моральной поддержке”, – добавляет Александр Шмелев, профессор МГУ, научный руководитель центра “Гуманитарные технологии”.

“Приятные слова в адрес руководителя, которые могут создавать позитивный настрой и работать на дело, говорятся искренне и содержат именно те чувства, которые человек ощущает “здесь и сейчас”, – отмечает Марина Мелия, гендиректор психологической консультативной компании “ММ-класс”. – В этом случае слова не несут никакой другой нагрузки, кроме эмоциональной. Они звучат в абсолютно адекватной обстановке, с соблюдением дистанции и не преследуют никакой вторичной выгоды”.

Сами виноваты

Но есть и так называемые манипулятивные комплименты, предостерегает Мелия. Они говорятся с одной целю – получить какую-либо выгоду, например повышение зарплаты, льгот и проч. Такой способ общения может быть в компаниях, где сам руководитель исповедует манипулятивный стиль или же он эмоционально зависим и постоянно нуждается в позитивном подкреплении, провоцируя на это свое окружение, отмечает Мелия.

Да и тщеславие начальника только на руку хитрому подчиненному, добавляет Шмелев. Правда, это скорее приносит компании ущерб, чем пользу. С ним согласна Мадлен Батурина, старший консультант департамента консалтинга аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. Она вспоминает случай, как в российском подразделении одной иностранной сырьевой компании несколько менеджеров среднего звена сделали успешную карьеру благодаря тому, что “беззастенчиво льстили” своему руководителю. “Оценка профессиональных навыков этих сотрудников была ничуть не выше, чем у коллег – еще 20 менеджеров, – рассказывает Батурина. – Между тем они очень быстро выросли из начальников небольших отделов в руководителей самостоятельных крупных проектов”. По словам Батуриной, их шефом была 35-летняя женщина, которая регулярно приезжала из центрального офиса с проверками: “Ей говорили откровенно банальные вещи о красивой прическе, стильном костюме, лучезарной улыбке, а она, кажется, верила и даже получала удовольствие”.

Быть начеку

“Если подчиненный, говоря в мой адрес комплимент, превышает лимит из трех слов, то я его достаточно резко обрываю”, – говорит Татьяна Гостенина, гендиректор Hospitality Management Group (гостиничный бизнес). “У меня отрицательное отношение к подобным вещам, ну а три слова я выслушиваю из вежливости”, – поясняет она. По словам Гостениной, когда ей говорят про отличный внешний вид, она отвечает: “Сама знаю”. “Для этого мне не требуются оценки посторонних людей”, – утверждает Гостенина.

Ее точку зрения разделяет и Владимир Некрасов, владелец и президент парфюмерно-косметической компании “Арбат Престиж”. “Людям, которые что-то собой представляют, подлизы не нужны, – категоричен он. – Мне, например, удалось с нуля создать компанию, набрать команду профессионалов, и вот уже на протяжении нескольких лет бизнес дает отличную прибыль. Что может быть убедительнее этих фактов? Я вообще запрещаю подчиненным говорить в мой адрес комплименты”. Это табу, по его словам, создает “полезную для бизнеса дистанцию”.

Если сотрудники позволяют себе комментировать не только удачные деловые решения шефов, но и их внешний вид, это действительно чревато сокращением эмоционального расстояния между людьми, соглашается Шмелев. А вместе с утратой субординации начальник лишается и морального права на жесткость и требовательность, поясняет он.

Правильная реакция

Сложно избегать эмоциональных контактов, работая в одном офисе, возражает Батурина. “Например, вы столкнулись с шефом в курилке. Так и будете молчать, пока сигарета не закончится? – рассуждает она. – Беседа завязывается с какой-то отвлеченной реплики, нередко комплиментарного содержания”. Батурина советует подозрительным руководителям не мучить себя вопросом “Что этому типу от меня надо?”, а просто продолжить разговор. “В общении комплимент может служить и знаком препинания, – отмечает Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. – Запятой – если необходима пауза, точкой – если требуется красиво закончить разговор, восклицательным знаком – если надо обратить на себя внимание”. Не хмыкайте в ответ, создавая дыру в беседе и якобы давая понять, что вы на лесть не падки, отмечает Кроль. Призовите на помощь свое чувство юмора, добавляет Шмелев. Например, шутливым тоном ответьте: “Спасибо за комплимент, но я его понимаю так, что вы персонально сегодня готовы поработать больше других, да?”

И вообще самокритичные руководители чувствительны к тому, уместна ли, адекватна ли по форме и количеству похвала со стороны подчиненного, уверен Шмелев. “Если я понимаю, что принятое мою решение неудачно, а вокруг люди хором твердят, какой я гениальный, то это повод их уволить”, – констатирует Ройтман.