“Морской фасад” достанется Питеру


Построить новый пассажирский терминал на берегу Финского залива петербургские власти задумали в 2004 г. Управляющей компанией проекта Смольный назначил “Морской фасад Санкт-Петербурга”, которая предложила построить терминал на Васильевском острове, к северу от нынешнего порта. Новый терминал по замыслу “Морского фасада” сможет принимать пассажирские суда длиной более 200 м. В конце апреля 2005 г. премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале строительства в этом году морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге, в котором говорится, что за счет федерального бюджета будет профинансировано создание подходного канала, акватории и пункта пропуска через границу, а причалы и береговые сооружения – за счет “внебюджетных источников”.

Вчера правительство Петербурга приняло целевую программу “Строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге”. Как сообщила в ходе заседания правительства губернатор Валентина Матвиенко, в результате выполнения этой программы город станет собственником терминала, который строит компания “Морской фасад”. Владельцами “Морского фасада” являются компании группы First Quantum, дружественной депутату Госдумы Виталию Южилину. Связаться с ним вчера не удалось.

Как пояснил зампредседателя комитета финансов городской администрации Эдуард Батанов, город в течение 2008–2012 гг. выкупит облигации ОАО “Пассажирский порт “Морской фасад” на общую сумму 5,9 млрд руб., которые в 2012 г. конвертирует в акции компании. Одновременно, рассказывает он, Петербург приобретет у акционеров компании 100% акций примерно за 1,1 млрд руб. Таким образом, утверждает Батанов, Петербург станет собственником компании – владельца терминала и компенсирует инвесторам затраты на его строительство. Выкуп облигаций начнется не раньше, чем заработает первая очередь терминала, утверждает чиновник.

Президент управляющей компании “Морской фасад” Шавкат Кары-Ниязов подтвердил информацию о переговорах с городом о продаже будущего терминала. По его словам, администрация Петербурга хочет сэкономить на НДС, которым не облагаются сделки по покупке облигаций. Это подтверждает и Батанов. Город экономит на НДС около 1 млрд руб.

Директор департамента по связям с общественностью “Морского фасада” Александр Шимберг сообщил, что компания начнет строительство терминала на заемные средства, а к 2011 г. выпустит четыре транша облигаций, общая сумма которых будет равна стоимости проекта. Их и будет приобретать Петербург, утверждает Шимберг.

Впрочем, “Морской фасад” продаст лишь часть бизнеса. В июне аффилированная с ним компания “Терранова” приобрела на торгах петербургского Фонда имущества за $5,3 млн право намыть 476 га территории, которая сейчас скрыта под водой Финского залива. Как пояснил Шимберг, на ней будет построен не только порт, но и коммерческая и жилая недвижимость. Работы по намыву территории уже начались, утверждает он. Но город интересует покупка только терминала, который займет 25 га, утверждает Батанов из комитета финансов.

Сейчас нельзя с уверенностью говорить, будет ли приносить прибыль проект. Поэтому после окончания срока обращения облигаций “Морского фасада” город как собственник компании может и не погасить их, считает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Тогда формально “Морской фасад” Петербург должен сам и обанкротить, говорит юрист. Поэтому, выкупая облигации, а затем конвертируя их в акции компании, город страхует себя от этого риска.