Новые марки не клеятся


Новый закон об обороте алкогольной продукции вступил в силу 1 января. Согласно ему с 1 апреля в Россию прекращены поставки импортного алкоголя со старыми акцизными марками, а с 1 июля запрещено им торговать. Новый закон затронул большинство ритейлеров, производителей и рестораторов Нижегородской области.

Убытки пока еще не подсчитаны, но только от запрета на продажу грузинского и молдавского вина ежемесячные потери винно-водочной компании “Отдохни” составили 20–25%, говорит ее соучредитель Владлен Альтшуллер.

Генеральный директор компании ВКТ Алексей Зудин (развивает сеть продовольственных магазинов “Райцентр”) планирует падение общей выручки сети из-за неразберихи с акцизами в 10%. Надо было дать больше времени, чтобы поставщики смогли перемаркировать свою продукцию, считает он. А владелец нижегородской сети продмагов “Калинка” Александр Степанов оценивает ежедневные потери сети в 5–10%.

Серьезно опасаются за экономические показатели и нижегородские производители ликероводочной продукции.

Генеральный директор Окского пищекомбината (ОПК) Константин Макарычев считает, что от нового закона проиграли все производители, в том числе и его предприятие. По его словам, сейчас компания продает только продукцию, выпущенную в этом году, а прошлогодняя до сих пор не перемаркирована. Ежедневные убытки Макарычев оценивает в “несколько десятков тысяч рублей”. После переклейки новых акцизов, говорит он, розничная цена на продукцию увеличится в среднем на 5%. В связи с неразберихой с акцизами он прогнозирует рост продаж нелегальной водки. “Прежний ассортимент алкогольной продукции появится не раньше осени”, – говорит Макарычев.

Гендиректор Нижегородского завода шампанских вин (НЗШВ) Юрий Лисенков рассказал, что его компания уже вернула из торговой сети продукцию со старыми марками. “Если переклеивать новые марки, мы вынуждены будем дважды заплатить и НДС, и акциз. Нам выгоднее пустить возвратную продукцию в переработку и продать пусть с небольшой, но выгодой для себя”, – отмечает он. “НЗШВ из-за отсутствия новых марок уже стоял в начале года полтора месяца и до сих пор с государства не может убытки в суде получить”, – сетует гендиректор. “Нововведения на руку только бодяжникам, – говорит он, – которые не подчиняются никаким законам”.

С проблемами столкнулись нижегородские рестораторы. Председатель совета директоров группы компаний “ПИР” (владеет ресторанами “Пирушка у Ганса”, “Плакучая ива”, пабом “Английское посольство”, салуном “Папаша Билли”, чайханой “Тюбетейка”, “Спорт-баром”, итальянским рестораном La Cantinetta и др.) Олег Кондрашов сетует, что его заведения до 50% с оборота тратят на закупку импортного алкоголя. По его словам, во многих ресторанах пришлось полностью менять карту вин. “Если раньше мы выбирали марки вин, то сейчас берем все, что нам предлагают поставщики”, – утверждает Кондрашов. Были случаи, вспоминает он, когда посетители вставали и уходили просто потому, что вместо дорогих импортных вин им предлагали водку и пиво. Владелец ресторанов “Виталич” и “Аквариум” Сергей Рубан говорит, что убытки у него пока небольшие, поскольку в его заведениях “больше едят, чем пьют”.

А один из нижегородских рестораторов на условиях анонимности сообщил, что УФНС по Нижегородской области уже начал проверку ресторанов и баров на предмет выполнения закона.

Перебои с поставками вина и крепкого алкоголя никак не повлияли на продажу пива. “Гораздо сильнее иные факторы – температура воздуха, оборот паленой водки, цена которой ниже и которая поэтому конкурирует с пивом и слабоалкогольными напитками”, – говорит заместитель директора по корпоративным связям и информации ОАО “Пивоваренная компания “Балтика” Алексей Кедрин.

Источник в УФНС по Нижегородской области пояснил, что с 3 июля под контролем налоговых органов проводится инвентаризация продукции, фиксируются все остатки, идет проверка баланса оптовых компаний по состоянию на 30 июня. Также контрольные проверки идут и в заведениях общепита. По мнению чиновника, на стабилизацию рынка уйдет не менее двух месяцев.