Помочь России


Китайская CNPC уже приняла решение подписаться на акции “Роснефти”, уверяет руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. По данным Financial Times, CNPC обсуждает с “Роснефтью” покупку бумаг на $3 млрд.

Экономического смысла в покупке небольшого пакета акций “Роснефти” нет, уверен начальник аналитического управления “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин: “Скорее это проявление лояльности российскому правительству”. А вот “Роснефти” наличие среди акционеров BP сыграет на руку, полагает он: “Это будет сигнал для других инвесторов, что “Роснефть” – качественный актив, в который стоит заходить”.

Приглашение стать акционером “Роснефти” получили практически все крупнейшие мировые компании. В списке около 15 мейджоров: BP, Shell, ExxonMobil, Chevron, ENI, Total, индийская ONGC и китайские CNPC и Sinopec, малайзийская Petronas, бразильская Petrobras и др. И многие из них серьезно подумывают о том, чтобы согласиться, рассказывает источник, близкий к организаторам размещения. Всем им предложено подать заявку на 5% акций – чтобы обеспечить спрос на акции на случай спада на мировых рынках. Реально купить можно будет меньше – президент “Роснефти” Сергей Богданчиков уже заявил, что компания не хотела бы отдавать в одни руки больше 2% акций. Исходя из оценки такой пакет стоит $1,2–1,6 млрд.

Сразу два источника, близких к BP, уверяют, что с большой долей вероятности британская компания подаст заявку на акции “Роснефти”. “Это якорь, – поясняет один из них. – “Роснефти” и российскому правительству понадобилась помощь: они хотят продать акции дорого, но рынок не готов платить запрашиваемую сумму”. BP может оказать такую услугу в расчете на более благосклонное отношение к себе и своим российским проектам, уверяет собеседник “Ведомостей”.

50% в ТНК-BP в 2005 г. обеспечили BP четверть добычи и около 10% прибыли. Но налоговики доначислили TНK-BP за 2001–2003 гг. более $1 млрд налогов. А главный газовый проект ТНК-BP – по освоению Ковыктинского газоконденсатного месторождения – тормозится уже несколько лет: “Газпром” считает, что с освоением Ковыкты торопиться не следует, и отказывается строить экспортный трубопровод в Китай. А без этого проект малорентабелен.

Хотела бы подать заявку и Shell, уверяет источник, знакомый с позицией компании, и уточняет, что решение еще не принято. У Shell тоже есть что попросить в обмен на участие в IPO: ее преследуют неприятности в проекте “Сахалин-2”, которому чиновники постоянно не утверждают смету затрат.

Альянсу “Роснефти” и индийской ONGC ТНК-BP продала “Удмуртнефть”, хотя “Газпром” прямо предлагал уступить эту компанию ему – подешевле, но в обмен на “глобальное сотрудничество”. ТНК-BP и “Роснефть” стали партнерами по разработке Верхнечонского месторождения. “Роснефть” стремится стать лидером в освоении ресурсов Восточной Сибири. И BP наверняка хотела бы быть ее партнером в этом новом и перспективном регионе”, – заключает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов.

Официальные представители BP, Shell и “Роснефти” отказались от комментариев. А источник, близкий к “Альфа-групп”, признает, что BP было бы полезно покрепче подружиться с “Роснефтью”: “В России по-другому нельзя – если хочешь быть успешным, нужно дружить с властью. Или с ее компаниями, как в этом случае”.