ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Между Востоком и Западом


Генерал Виктор Кирьянов, возглавляющий ГАИ, участвует в обсуждении проблем обеспечения безопасности дорожного движения в рамках ООН. Об этом генерал рассказал в интервью, посвященном юбилею российской дорожной милиции. “Несмотря на высокий уровень аварийности в нашей стране, у нас тем не менее есть опыт успешного решения соответствующих проблем, – говорит генерал. – Поскольку причины аварийности везде практически одинаковы, этот опыт может быть полезен многим странам. Именно поэтому в январе этого года ООН официально распространила доклад с информацией о реализации Российской Федерацией основных положений резолюций Генеральной Ассамблеи ООН”.

Конечно, хорошо, что наши должностные лица выступают на столь высоких трибунах. Им есть что представить аудитории: тут и парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной думе, и заседание президиума Госсовета РФ, и новая федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.”, в которой, как сказал генерал Кирьянов, “заложен ряд новых подходов к оценке факторов, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, а также меры воздействия на них”.

Читая обо всех этих масштабных планах, ловишь себя на мысли, что не хватает чего-то главного, какого-то ключика, малости. Конечно же. Фактически все эти планы на практике должно реализовывать ведомство генерала Кирьянова и быть при этом инструментом практически безукоризненным. Возможно, для закручивания гаек ныне существующий инструмент еще и подходит, но объем и сложность предстоящей работы требуют и других навыков. К сожалению, и “ряд новых подходов”, на которые намекает генерал, и та большая работа, о которой он готов рассказывать с трибуны ООН, малоэффективны без коренной реформы ГАИ. Имею твердые подозрения, что внимание от этого вопроса отвлекается так ловко и успешно, что и на сегодняшний день этот краеугольный камень всех дорожных проблем сиротливо лежит где-то в дальнем углу.

Рекомендации европейцев, упорно советующих нам пристегиваться ремнями, не пить за рулем и не превышать скорость, нравятся нашей Госавтоинспекции: тут и реформироваться ни к чему – знай повышай штрафы и ужесточай наказания. Конечно, надо пристегиваться, не надо превышать скорость и тем более недопустимо пить за рулем. Но, не будем кривить душой, откупиться при нарушении по-прежнему не проблема. Главная беда не в том, что огромные суммы идут мимо госбюджета в карман инспектора и его коллег, а в том, что уверенность автомобилистов в своей безнаказанности (т. е. возможности откупиться на месте) порождает цинизм, нигилизм и формирует иммунитет к законопослушности.

Как бы ни повышались штрафы и какие бы кары ни грозили водителю, он уверен, что всегда сможет “решить вопрос на месте”. Поэтому он будет превышать скорость, пить за рулем и при этом, конечно, не пристегиваться. Этого наши рафинированные европейские друзья никогда не поймут, всерьез советуя нам ставить в ремни безопасности наших “ВАЗов” датчик непристегнутости и свято веря в то, что эта “напоминалка” снизит количество пострадавших на дорогах России. Все познается в сравнении. Менталитет автомобилистов на постсоветском пространстве все же нам понятнее, чем непорочные европейские представления о дорожных российских реалиях.