Русские миллиарды

Д. Гришкин

По словам Гальмонда, он также является собственником целого ряда других активов. Это 71% крупнейшего петербургского альтернативного оператора “Петерстар”, 50% оператора дальней связи “Межрегиональный транзиттелеком”, 50% сотового оператора “Скай Линк”, 51% абхазского сотового оператора Aquafon, около 97% лизинговой компании “РТК-Лизинг” (обслуживает компании “Связьинвеста” и “Мегафон”) и 94,1% Связь-банка (обслуживает “Связьинвест” и “Почту России”). Оценить стоимость этих активов эксперты затрудняются. “Но, по грубым оценкам, даже все вместе они дешевле доли в “Мегафоне”, – считает аналитик “Велес Капитала” Илья Федотов. Например, 71% акций “Петерстара” в начале 2005 г. достались FNH за $215 млн.

Комитет по аудиту при совете директоров “Северо-Западного телекома” (СЗТ) переоценил часть принадлежащих компании активов, в том числе 15% акций “Телекоминвеста”, рассказал “Ведомостям” председатель комитета – управляющий директор AIG – Brunswick Capital Management Иван Родионов. До сих пор этот пакет включался в отчетность СЗТ по балансовой оценке примерно в $20 млн. Но в отчете за 2005 г. по МСФО (он должен быть обнародован на днях) аудитор – Deloitte указал рыночную оценку – около $300 млн. “Многие инвесторы до сих пор переживали, что если мы решим продать долю в “Телекоминвесте”, то можем получить от такой сделки скромный доход”, – объясняет сотрудник СЗТ, пожелавший остаться неназванным. Правда, выходить из числа совладельцев “Телекоминвеста” СЗТ пока не планирует, уточняет он.

Исходя из оценки СЗТ полная стоимость “Телекоминвеста” – около $2 млрд. Исполнительный директор главного собственника компании – FNH – Петер Шухардт признался, что считает оценку комитета по аудиту СЗТ близкой к реальности. “Стоимость “Телекоминвеста” определяется в первую очередь рыночной ценой 31,3% акций “Мегафона”, – убежден он. Бумаги “Мегафона” не торгуются на рынке, поэтому стоимость компании можно определить только путем экспертной оценки. Аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова оценивает “Мегафон” в $5,6–5,7 млрд. “$2 млрд за “Телекоминвест” – это логичная цифра, ведь его доля в “Мегафоне” должна стоить около $1,8 млрд”, – считает она. Если же оценивать “Мегафон” исходя из рыночной стоимости его ближайшего конкурента – “Вымпелкома”, то он может стоить и $6–7 млрд – в этом случае стоимость “Телекоминвеста” в $2 млрд даже несколько занижена, считает содиректор аналитического отдела Deutsche UFG Алексей Яковицкий. Гендиректор “Телекоминвеста” Максим Горохов вчера находился в отпуске и на телефонные звонки не отвечал.

Крупнейшим бенефициаром “Телекоминвеста” называет себя датский юрист Джеффри Гальмонд. Если 15% холдинга, принадлежащие СЗТ, стоят $300 млн, то 58%-ный пакет, который Гальмонд контролирует через FNH, – около $1,2 млрд. Кроме того, Гальмонду через бермудский фонд IPOC принадлежат 8% “Мегафона”. Этот пакет аналитики “Ренессанса” и Deutsche UFG оценивают примерно в $0,5 млрд.

Получается, состояние Гальмонда – минимум $1,9 млрд. С такими деньгами он может занять достойное место в десятке датских миллиардеров. В списке Skyscrapercity.com за 2005 г. Гальмонд попал бы в самую ее середину – между владельцем производителя насосов Grundfos Дю Йенсеном ($2,16 млрд, 5-е место) и владельцем торговой сети JYSK Ларсом Ларсеном ($1,84 млрд, 6-е место).

В русском списке богачей Гальмонд занял бы более скромное место. По данным последнего (майского) рейтинга Forbes, состояниями сопоставимого размера обладали владелец “Уралкалия” Дмитрий Рыболовлев ($2,1 млрд, 30-е место), “Русского стандарта” Рустам Тарико ($2 млрд, 29-е место) и “Металлоинвеста” Василий Анисимов ($1,8 млрд, 28-е место). Правда, из пояснений к списку следует, что в него “включены только граждане России”, причем те, кто “заработал основную часть своего капитала частным порядком, не будучи госслужащим”. Между тем арбитражный трибунал Цюриха, рассматривавший спор о принадлежности 25,1% акций “Мегафона”, в мае вынес решение, из которого следует, что реальным бенефициаром 40% этого оператора и других активов, числящихся за Гальмондом, является российский министр связи Леонид Рейман. Сам министр это, впрочем, неоднократно отрицал. Получить комментарии Гальмонда вчера не удалось.