Рынок голосует за консерватора


Окончательные результаты должны стать известны к концу недели. По предварительным данным, кандидат от правящей правоцентристской Партии национального единства Фелипе Кальдерон набрал 36,38%, а его соперник, кандидат от левой Партии демократической революции Лопес Обрадор, – 35,34%. Одновременно с президентскими прошли и парламентские выборы, ни одна из партий не набрала абсолютного большинства голосов.

Разница в позициях претендентов заметнее всего в их отношении к энергетическому сектору, который контролируется государством. Несмотря на то что Мексика входит в число крупнейших производителей нефти, государственная компания Pemex не имеет собственных НПЗ и вынуждена импортировать бензин из США. Кальдерон, занимавший в 2004 г. пост министра энергетики, предлагает поддержать частные компании, причем предоставить больше самостоятельности и Pemex, назначив ей независимый совет директоров, и даже провести IPO части ее акций на Мексиканской фондовой бирже.

Лопес Обрадор, бывший мэр Мехико, полагает, что монополии станут работать более эффективно под жестким контролем со стороны государства. Он выступает против иностранного участия в энергетическом секторе. Будучи мэром, он прославился тем, что сократил жалованье чиновникам и использовал освободившиеся средства на социальные программы. Он обещает бороться с социальной несправедливостью.

“Скорее всего, победит Кальдерон, – прогнозирует Фиона Маки, ведущий эксперт Economist Intelligence. – А инвесторам нравится, что он обеспечит преемственность курса уходящего президента [Винсенте] Фокса”. Того же мнения придерживаются и рынки: в понедельник мексиканские ценные бумаги подорожали на 4,8%, а курс национальной валюты – песо – на 1,8%.

Иностранные инвесторы любят сегодняшнюю Мексику. За первые шесть месяцев 2005 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Мексики, по официальным данным, составил $7,46 млрд, на 8,3% больше, чем за этот же период 2004 г. В 2005 г. ВВП вырос на 3%. Аналитики Morgan Stanley отмечают, что к концу июня 2006 г. валютные резервы мексиканского центробанка составили более $77 млрд против $3 млрд в начале 1995 г., когда обесценивание песо вызвало панику на мировых финансовых рынках. “В США тоже склонны поддерживать Кальдерона, который не только обеспечит преемственность курса Фокса, но и уделяет много внимания развитию международных связей”, – говорит Маки. В 1994 г. Мексика вошла в состав NAFTA, подписав договор о свободной торговле с США и Канадой.

Однако в стране по-прежнему остро стоит проблема коррупции, нищеты и безработицы, усиливается расслоение общества. По официальным данным, бюджет страны недополучает до 40% налогов частных корпораций. По данным ЦРУ, около 40% населения находится за чертой бедности, 3,6% не имеют работы, а неполная занятость составляет еще 25%. Это, по мнению экспертов, и объясняет разделенность электората.

Поэтому, даже если к власти придет Кальдерон, предупреждает экономист HSBC Бенито Бербер, при разделенном парламенте ему будет трудно проводить структурные реформы. “Многие из его законодательных инициатив окажутся в тупике”, – соглашается Маки.