Следствие отдалилось от надзора


Встречаясь вчера с президентом Владимиром Путиным, новый генпрокурор Юрий Чайка рассказал президенту о новых приоритетах этого ведомства. Теперь замгенпрокурора будет участвовать в заседаниях правительства, а для Госдумы Генпрокуратура (ГП) хочет готовить анализ выполнения законодательства. Помимо усиления правозащитной деятельности, в чем Чайка видит будущее прокуратуры, контроля за нацпроектами и укрепления международных связей, генпрокурор рассказал главе государства и о своих планах в отношении следствия. “Расследование особо важных дел будет курировать один мой заместитель, а функции надзора – другой. То же сделают в субъектах Федерации”, – цитирует Чайку “Интерфакс”. “То есть в одном ведомстве, но в разных подразделениях?” – уточнил у генпрокурора Путин. “Абсолютно так, – ответил Чайка. – Это первый шаг к разделению следствия и надзорных функций”.

Сейчас в структуре ГП есть три управления по надзору – одно из них недавно образованное Главное управление по надзору за федеральным законодательством, которое возглавил экс-директор департамента экономического законодательства Минюста Анатолий Паламарчук. Кроме того, существует три управления, включая одно главное, по надзору за другими правоохранительными органами. Источник в органах прокуратуры говорит, что заместителем генпрокурора, который будет курировать надзорный блок, может стать бывший начальник Главного управления Минюста по Москве Александр Буксман. Однако полномочия внутри надзорных подразделений ГП еще могут быть перераспределены, говорит сотрудник органов прокуратуры.

По словам депутата Госдумы Александра Хинштейна, повсеместное разделение функций надзора и следствия, о котором говорил Чайка, совершенно правильное. Раньше один и тот же первый замгенпрокурора Юрий Бирюков одновременно контролировал и следствие и это, по словам депутата, “вело если не к субъективизму, то к замыливанию взгляда”. По словам сотрудника одной из прокуратур, именно курирующие надзор прокуроры большей частью взаимодействовали с бизнесом и при совмещении функций у них было больше возможностей по использованию следственных рычагов в спорах хозяйствующих субъектов.

Слова Чайки о своем заместителе, курирующем следствие, также означают, что планы по созданию новой независимой следственной службы сейчас не обсуждаются, говорит еще один прокурор. Такие планы предлагались еще в начале 2000-х гг. нынешним полпредом президента в Южном федеральном округе, и с тех пор они всплывают при каждой новой перетряске силовых структур.

Нет таких планов и в МВД, в состав которого входит Следственный комитет (СК), говорит источник в центральном аппарате министерства. Вчера был опубликован указ президента о снятии начальников шести главных управлений СК по федеральным округам (исключая ЦФО), однако, как пояснил представитель СК при МВД, речь идет о рядовых оргштатных мероприятиях. Эти же люди будут назначены начальниками Следственных частей при управлениях МВД по федеральным округам, что означает понижение статуса этих служб. Теперь они не будут заниматься аналитической, координационной и другой работой, и в их задачи будет входить только следствие.

Руководство страны, видимо, отказалось от планов создания единой независимой следственной службы, полагает адвокат по уголовным делам Андрей Андрусенко, ведь это переливание из пустого в порожнее: создание на месте нескольких служб монстра, который работал бы не более эффективно. “Скорее всего, прежние следственные службы даже остались бы сидеть в старых зданиях и просто сменили бы вывеску, если бы такое решение приняли”, – говорит адвокат.