Слово против “Газпрома”


Законопроект “Об экспорте природного газа” внесли в июне на рассмотрение Думы депутаты фракции “Единая Россия” Валерий Язев и Юрий Липатов. Документ был разработан в “Газпроме”. Третья статья законопроекта прямо закрепляет за собственником единой системы газоснабжения (“Газпромом”) исключительное право экспортировать весь добываемый в России газ, включая попутный и сжиженный природный газ (СПГ). Исключение составит лишь газ, добытый на условиях соглашений о разделе продукции (СРП).

Законопроект был одобрен в первом чтении 6 июня, а на минувшей неделе комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендовал совету Думы одобрить документ и во втором чтении, рассказал его руководитель Валерий Язев. На том, чтобы законопроект об экспорте газа был принят как можно скорее, настоял и президент Владимир Путин, сообщил “Ведомостям” источник, близкий к администрации президента. Первоначально Путин предлагал принять законопроект после саммита G8, который пройдет в Санкт-Петербурге 14–15 июля, но вчера на встрече с членами правительства предложил одобрить его не откладывая.

Тем не менее у чиновников остались возражения. Антимонопольное ведомство считает, что монополия “Газпрома” не должна распространяться на экспорт сжиженного нефтяного газа, заявил вчера “Ведомостям“ замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. У природного и сжиженного нефтяного газа разные производители, переработчики и собственники [“Газпром” и нефтяные компании], возражает он. А если закон все-таки будет принят, ФАС предлагает утвердить постановление правительства, регламентирующее порядок возврата производителям валютной выручки при экспорте газа. “Все [независимые] производители должны получить свою часть экспортной выручки пропорционально объему вывезенного газа”, – поясняет он.

Голомолзин сообщил, что ФАС направила свои предложения в Минпромэнерго, а оно – в правительство. В Минпромэнерго от комментариев отказались, но источник, знакомый с позицией министерства, рассказал, что ведомство Виктора Христенко предложило дополнительно поработать над этой нормой закона. Если закон будет принят, “Газпрому” удастся перехватить у нефтяников экспорт еще и сжиженного углеводородного газа (пропан-бутан), используемого для бытовых нужд населения, объясняет он позицию Минпромэнерго. По данным агентства Argus, ежегодно нефтяники экспортируют примерно 1,5 млн т этого газа в СНГ, страны Балтии, Финляндию, Венгрию, Польшу, Словакию и Турцию.

Нефтяникам не нравится такое положение вещей. “С точки зрения рыночной конкуренции это не лезет ни в какие ворота”, – возмущается источник, близкий к совету директоров “Роснефти”. А по словам представителя ТНК-ВР, его компания направляла свои возражения на законопроект после первого чтения в комитет по энергетике, но их не учли. “Видимо, нефтяным компаниям не хватило воли”, – сетует он. При подготовке законопроекта ко второму чтению его комитет отклонил все 15 представленных поправок, в том числе и касающихся исключения норм об экспорте СПГ. “Все они противоречили концепции законопроекта”, – пояснил “Ведомостям” Язев.

Но сегодня в Думе аргументы против монополии высказать будет некому. Виктор Христенко не пойдет на пленарное заседание, говорит правительственный чиновник. Поправки отклонены и он “не хочет оказаться втянутым в конфликт, который может неизбежно возникнуть между [председателем совета директоров “Роснефти” Игорем] Сечиным и [ее президентом Сергеем] Богданчиковым, с одной стороны, и [предправления “Газпрома” Алексеем] Миллером и [вице-премьером Дмитрием] Медведевым – с другой”, рассуждает он. А Язев добавляет, что правительство и не должно представлять в Думу свое заключение на этот законопроект, так как этот документ “не требует бюджетных расходов”. “Никто из представителей правительства публично не выступал против принятия законопроекта в процессе его обсуждения в Госдуме”, – напоминает депутат.

В “Газпроме” официально от комментариев отказались, а источник, близкий к правлению монополии, сказал, что ФАС должна заниматься антимонопольной деятельностью на российском рынке, а не на экспортном. “При экспорте же газа отсутствие конкуренции больше всего отвечает национальным интересам”, – говорит он.

Власти забыли о либерализации рынка газа, поэтому не стоит рассчитывать на доступ независимых производителей газа к экспорту, констатирует аналитик “Тройки Диалог” Влад Метнев. “Мы и не питаем иллюзий о том, что сможем экспортировать газ в ближайшем будущем”, – признал вчера на пресс-конференции Марк Джетвей, финансовый директор “Новатэка”, продавшего недавно 19,9% своих акций одной из структур “Газпрома”.