“Теплообменник” охладит самолеты


Как сообщили в пресс-службе ГСС, сейчас у компании два подтвержденных заказа – в августе 2005 г. был подписано соглашение с Финансовой лизинговой компанией (ФЛК) на поставку в 2008 г. 10 RRJ. Сумма контракта не разглашается. А в конце 2005 г. ГСС и “Аэрофлот” подписали контракт стоимостью $820 млн на поставку 30 RRJ.

Протокол о намерениях между “Теплообменником” и Liebherr Aerospace был заключен еще в 2003 г., когда обе компании стали победителями тендера ГСС между российскими и западными компаниями на изготовление систем кондиционирования, сообщил “Ведомостям” замгендиректора по финансам “Теплообменника” Виктор Тятенькин. “Теплообменник” к концу года начнет производить устройства охлаждения воздуха из своих комплектующих и комплектующих Liebherr Aerospace в соотношении по 50%. Начало поставок ГСС систем кондиционирования планируется на конец 2006 г. Это первый крупный иностранный заказ для “Теплообменника”, сказал Тятенькин, отказавшись назвать объемы производства и стоимость контракта.

В российском представительстве концерна Liebherr “Ведомостям” подтвердили заключение контракта с “Теплообменником”, также отказавшись назвать его сумму. Выбор пал на “Теплообменник”, пояснили в представительстве Liebherr, потому что это один из немногих заводов в России, производящих устройства охлаждения воздуха для самолетов.

Руководитель аналитической службы “АвиаПорт” Олег Пантелеев предположил, что на начальном этапе для обеспечения первых сертификационных образцов самолетов RRJ объем заказа для “Теплообменника” составит $300 000–400 000, а при выходе на серийное производство – до $1,5 млн в год.

Проект RRJ запущен в 2001 г. Его разработчик – ГСС, на 100% принадлежащая АХК “Сухой”. Партнеры проекта – компания PowerJet (СП французской Snecma и НПО “Сатурн”) и итальянская компания Alenia Aeronautica.

Всего планируется выпускать около 70 самолетов в год на 60, 75 и 95 мест. Сертификация в России запланирована на конец 2007 г., в Европе – на начало 2008 г. Серийное производство самолетов начнется в июне 2007 г. По данным ГСС, прогнозируемый объем рынка самолетов RRJ до 2023 г. составляет 1000 машин.

По данным “АвиаПорт”, Liebherr – один из крупнейших игроков на рынке систем кондиционирования воздуха и одна из ведущих европейских компаний, выпускающих и другие узлы для самолетов. Поэтому для “Теплообменника” контракт с этим концерном – не только стабильная загрузка производства по твердому контракту, говорит Пантелеев, но и возможность в будущем зацепиться за западный рынок и продвигать свою продукцию для других самолетов иностранного производства, на которые будет поставлять свои системы Liebherr.

“Теплообменник” не первое нижегородское предприятие, с которым сотрудничает концерн Liebherr. Нижегородский завод “Гидромаш” начал сотрудничество с этой компанией в 1991 г. По словам пресс-секретаря “Гидромаша” Ларисы Козловой, сейчас завод изготавливает для концерна гидравлические цилиндры для дорожно-строительной и землеройной техники, погрузчиков, экскаваторов и самоходных бетономешалок. В 2003 г. компании начали сотрудничество в рамках программ по авиации: “Гидромаш” поставляет Liebherr Aerospace компоненты шасси и гидравлику для производства систем шасси для самолетов Embraer, Airbus А-380, Bombardier, Agusta Westland. В прошлом году объем экспорта “Гидромаша” составил около 20 млн евро, из них 80% – поставки на Liebherr. По словам Козловой, “Гидромаш” планирует расширять сотрудничество с Liebherr и совместно участвовать в крупных международных авиационных проектах, одним из которых является строительство самолета Airbus А-350. В тендере на поставку шасси для этого самолета “Гидромаш” будет участвовать совместно с Liebherr Aerospace.