Гении учтены


Оформлявший мне визу сотрудник французского консульства неожиданно оказался актером и большим поклонником Школы драматического искусства, в которой проходил стажировку. “Русский театр сейчас в кризисе, и при этом вы здесь так мало цените Васильева, а ведь он гений”, – искренне волновался, просматривая мои документы, актер и просил обязательно написать, как французская публика будет реагировать на васильевские спектакли “Моцарт и Сальери. Реквием” и “Илиада. Песнь XXIII”.

Место, отведенное Анатолию Васильеву в официальной программе, и впрямь почетно: помимо двух спектаклей в карьере де Бульбон (очень эффектная площадка под открытым небом), в течение всего фестиваля будет работать фотовыставка режиссера, а кроме того, пройдет его встреча с публикой и премьера киноверсии знаменитого “Серсо”. Иначе говоря, Васильева принимают как несомненного мэтра.

Спасибо за это стоит сказать и фестивальной дирекции, и лично Жозефу Наджу, который работает в “Авиньоне-2006” “привлеченным артистом” – эта должность, придуманная три года назад, подразумевает, что приглашенный на нее режиссер не только представляет несколько своих работ на главных авиньонских площадках, но и принимает активное участие в составлении программы, обеспечивая тем самым ее концептуальность.

Первым “привлеченным артистом”, которого позвали в 2004 г. новые директора фестиваля Венсан Бодрийе и Ортанс Аршамбо, был немец Томас Остермайер – в программе, соответственно, ощущался сильный немецкий акцент. На следующий год Остермайера сменил бельгийский арт-экстремист Ян Фабр, вокруг которого и разразился публичный скандал. Мало того что спектакли самого “привлеченного артиста” были кровавы и физиологичны – практически вся программа оказалась построена на теме телесности, традиционный театр отодвинулся на обочину, а его место на фестивальных площадках заняли инсталляции, перформансы и танец: “Авиньон-2005” стал впечатляющей интервенцией театра на территорию соседних искусств. Частью этих вылазок (а по строгому счету, и спектаклями Фабра) можно было пожертвовать, но идея в целом была красива. И абсолютно оправдана лучшими номерами программы – такими, как камерный шедевр хореографа Уильяма Форсайта “Вы сделали меня монстром”, тонко и чувственно соединивший социальную рефлексию и анализ языка современного искусства.

Нынешний “привлеченный артист” Жозеф Надж тоже из тех людей, для кого театр – пластическое и синтетическое искусство. Обычно его называют хореографом, но Надж на удивление литературоцентричен и любит переводить на язык тела прихотливые тексты, как правило – классику европейского модернизма, например прозу Франца Кафки или Бруно Шульца.

Центральную премьеру “Авиньона-2006” Надж называет оммажем поэту и художнику Анри Мишо – в Почетном дворе Папского дворца, где проходят самые громкие фестивальные события, неделю будут показывать спектакль с японским названием “Асобу”, четырьмя танцовщиками буто и двумя десятками артистов и музыкантов, которых Жозеф Надж отправляет вслед за Мишо в метафорическое путешествие в Страну восходящего солнца. Где, впрочем, вполне могут обнаружиться хорошо знакомые публике всей Европы (включая, кстати, и Москву) приметы малой родины хореографа – местечка в Воеводине, на территории бывшей Югославии, куда почти неизменно возвращается фантазия Наджа, на какую бы тему он ни сочинял свой спектакль.

А что бы ни привез на фестиваль классик из классиков Питер Брук, который 20 лет назад показал в карьере де Бульбон гигантскую “Махабхарату”, вошедшую во все учебники по истории театра ХХ в., сам факт приезда режиссера – уже событие: Брук не принимал участия в авиньонских программах с начала 1990-х. Его спектакль был анонсирован в 2003 г., но, как назло, именно эту программу, изысканно составленную уходящим с поста директора фестиваля Бернаром Фэвром д’Арсье, сорвали бастующие профсоюзы. Теперь Питер Брук возвращается с постановкой “Сизви Банци мертв” – довольно неожиданной сегодня сатирой на тему апартеида в ЮАР (пьеса написана в 1970-х). Фестивальный анонс, однако, позволяет предположить, что спектакль – еще и рефлексия по поводу театральной публицистики, ироничное исследование точек контакта между реальностью и “правдой жизни”, как ее изображают на сцене.

Другой забавный вариант документального театра покажет немецкая группа “Римини протокол”. В спектакле “Мнемопарк” публику приглашают в путешествие по Швейцарии с описанием достопримечательностей и оглашением данных статистики; шутка в том, что вояж совершается на миниатюрных моделях поездов (кто бывал в Германии, знает, как популярны там эти коллекционные игрушки).

Вообще же при взгляде на авиньонскую программу-2006 кажется, что прошлогодний радикализм скорректирован в сторону большего разнообразия жанров и типов театра. Хотите интеллектуальных разговоров – идите на спектакль Эрика Вигнера по прозе Маргерит Дюрас. Предпочитаете классическую драматургию – специально для вас Эрик Лакаскад поставил “Варваров” Максима Горького. Восхищаетесь красотой и здоровьем – выбирайте конный театр “Зингаро” и его харизматичного лидера Бартабаса, любимца Авиньона еще с начала 1990-х. Один из двух его новых спектаклей, включенных в официальную программу, называется “Восход солнца” и начинается в 5.30 утра.

К этому времени на тесных улицах средневекового города со знаменитой резиденцией пап и не менее знаменитым недостроенным мостом через Рону как раз чуть-чуть угомонится ночная жизнь, а ряженые и театральные сумасшедшие со всей Европы начнут расходиться по квартирам, комнатам и “студио”, аренда которых во время фестиваля, говорят, обеспечивает хозяевам доход на ближайшие полгода.