Издержки демократического выбора


“Выбор” – название и тема нынешнего форума, причем Георгий Никич, бессменный куратор этого художественного мероприятия, настаивает, что продолжение выставочного титула, англоязычный перевод многозначного русского слова selection, choice, alternative, является принципиально важным. То есть тему надо трактовать широко и глубоко.

Вообще, со словами на форуме всегда лучше, чем с изображением. По регламенту в форуме художественных инициатив может принять участие любой желающий, для этого он должен прислать в оргкомитет заявку и оказаться выбранным. На этот раз было допущено к выставке 50 проектов из 200 присланных. Часто читать заявки допущенных участников, висящие на выставке рядом с их произведениями, интереснее, чем рассматривать, что из них получилось. Можно, например, наткнуться на цитаты из Кьеркегора и Ницше. Или прочитать, зачем телевизор по инициативе художника Андрея Тимофеева стоит в клетке. Ведь не смотреть же на этот плененный ящик.

Еще интереснее слушать, как Никич представляет проекты, – он делает это так проникновенно и вежливо, что всякая ерунда кажется значительной. Куратор на выставке бывает почти каждый день и всегда охотно останавливается около любой работы, так что послушать его – удовольствие вполне возможное.

Форум существует уже 11 лет, и, конечно, за такой долгий срок на нем показывали действительно хорошие и сильные работы. Но почему-то запоминаются всякие глупости вроде крутящейся дохлой крысы, которая была показана уже много лет назад, но вертится в памяти как живая. Я уже не раз зарекалась ее вспоминать, но не могу. Потому что такая дурацкая, но накрепко запоминающаяся крыса есть почти на каждой выставке форума.

В этом году ее место занял объект “Мичурин” екатеринбургской группы “Куда бегут собаки”. Моторчик приводил в движение небольшой, нарочито плохо нарисованный и прикрепленный к палочке портрет Станиславского, на обороте которого был нарисован портрет Склифосовского. При быстром кружении вокруг своей оси два портрета образовывали третий, авторы уверяют, что Мичурина. Беда, правда, что исправно работал моторчик только на пресс-конференции, а во время вернисажа переворачивался вполсилы, так что никакого Мичурина не получалось.

Открыли форум тоже наполовину – вторая часть экспозиции пока не готова. Но и в первой порции есть работы серьезные. Например, солдатские портреты Натальи Турновой. Она написала их в своей узнаваемой манере – очень условной и в фирменной цветовой гамме – красно-зеленой. Но лица все равно выглядят вызывающе, плакатно трагичными. Потому что солдаты, по Турновой, это те, у кого нет выбора. Или фотографическая серия “Неизвестный Каир” Ксении Никольской – выразительные, хорошей композиции снимки жизни православной коптской общины среди мусульманского мира.

Забавную акцию об идиотизме современного бюрократизма придумал нью-йоркский житель Евгений Фикс, пославший в офисы 100 крупнейших международных корпораций – компьютерной, автомобильной, электрической, прохладительных напитков – книгу Ленина “Империализм как высшая стадия капитализма” с предложением включить ее в свою библиотеку. 14 адресатов книгу приняли и ответили благодарственным письмом, 17 от подарка отказались, вежливо указав причину, остальные вопреки корпоративным правилам и руководствуясь здравым смыслом на письмо не ответили. Так что не попали в художественный проект.

Но все равно на форуме в Новом Манеже в глаза лезут “крысы” и “Склифославские” на палочке. И не очень понятно, зачем и почему так инфантильно придуманы и сделаны эти работы. Приз за половую недозрелость можно дать Викентию Нилину, собиравшему на вернисаже подписи за внесение в Госдуму закона “о первоочередных мерах по усилению правового регулирования деятельности, направленной на самоудовлетворение в половой сфере”. Питерский художник Евгений Медведев (его художническое имя Ма – фрейдистская радость) нарисовал портреты детских игрушек и демонстрировал на мониторе советский фильм “Усатый нянь”, герой которого, по его версии, и есть идеальный отец. Замыкает инфантильную тройку Сергей Шутов, рассадивший по залу Нового Манежа группы старых плюшевых мишек с разными лозунгами вроде “Зимние льготы на ЖКХ для спящих”.

Тут, может быть, имеет смысл вспомнить, что арт-критик Андрей Ковалев в своих текстах не раз настаивал, что главное для современного художника – сохранить в себе нервного, всех раздражающего, самовлюбленного подростка. Такими наши художники современного искусства были лет 10–15 назад, когда и начинался форум художественных инициатив. За это время отечественное современное искусство заматерело, а форум – нет. Он остался едва ли не единственной, особенно после закрытия фестиваля “Арт-Клязьма”, возможностью показать себя в Москве художникам начинающим и не столичным, а известным и московским выставить на пробу что-то не важное, даже сомнительное. И повторяющиеся слабости и огрехи форума художественных инициатив есть прямое следствие его демократичности. Поэтому и чувствуешь себя на его выставках как в компании подростка – фыркаешь, раздражаешься, морщишься, но все равно симпатизируешь.