КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Нечего бояться


Теперь он не боится. Датский юрист Джеффри Гальмонд называет себя владельцем FNH с таким же усердием, с каким раньше избегал упоминания своего имени. Ведь его старого знакомого, министра Леонида Реймана, многие участники рынка считают реальным бенефициаром FNH и ряда других активов, а в мае цюрихский арбитраж прямо назвал министра владельцем фонда IPOC (входящего в ту же группу компаний, что и FNH). С приходом Реймана в Минсвязи начался стремительный взлет “Телекоминвеста”. Обеспечил его последний сотовый оператор “большой тройки” – “Мегафон”, в 2001 г. получивший лицензию на столичный регион. Эксперты оценивают принадлежащие “Телекоминвесту” 31,3% акций “Мегафона” в $1,8 млрд. Остальные $200 млн дают акции “Петерстара”, “Петербургского транзиттелекома” и проч. Именно спор вокруг “Мегафона” и привел к решению в Цюрихе. Российские прокуроры, в отличие от немецких, уже решили, что эта история не стоит того, чтобы с ней разбираться. Бояться пока нечего.

Российские компании, даже самые закрытые, перестали стесняться рассказывать о себе. Не нескольким партнерам (банки-кредиторы и проч.), а широкой публике. На днях обнародовал структуру и часть финансовых показателей – активы и выручку – “Базэл”. На прибыль духу не хватило, но холдинг Олега Дерипаски назвал свою цену – активы “Базэла”, по его оценке, сейчас стоят $14 млрд. Прошлой осенью разоткровенничался Михаил Фридман – рассказал, что “Альфа-групп” стоит $20 млрд, а его доля в ней – 40%. Порой информация о компании появляется помимо ее воли – организации вроде IFC и ЕБРР рассказывают, чьи акции покупают.

Подобная история на этой неделе случилась с питерским холдингом “Телекоминвест”. “Северо-Западный телеком” (СЗТ) при подготовке отчетности по международным стандартам за 2005 г. переоценил стоимость своего пакета акций “Телекоминвеста”. Оценку проводил аудитор СЗТ, Deloitte, так что ей можно верить, да и большинство независимых экспертов с ней согласны.

Получилось, что принадлежащие СЗТ 15% акций стоят $300 млн, а весь “Телекоминвест”, таким образом, – $2 млрд. С такой капитализацией это четвертый игрок на рынке после государственного “Связьинвеста”, АФК “Система” и “Альфа-групп”.

Созданный в 1994 г. питерскими госкомпаниями, “Телекоминвест” после нескольких допэмиссий (немецкие прокуроры изучают, не привели ли они к ущемлению интересов России) перешел к 2000 г. под контроль люксембургского First National Holding (58%). В 1996–2001 гг. его владельцем называл себя Commerzbank, но затем оказалось, что банк был номинальным держателем. Настоящий владелец в дикие 1990-е гг. боялся признаваться во владении столь крупным активом.