Лучше нынешнего, хуже прошлого


Законопроекту “О недрах” больше двух лет. “Краеугольным камнем закона должен был стать отход от административных и развитие гражданско-правовых отношений государства и бизнеса”, – вспоминает председатель комитета Думы Наталья Комарова. Вместо лицензий, выдаваемых и отнимаемых чиновниками, должны были появиться договоры властей и недропользователей. Расторгнуть договор можно было бы только в суде. А право на геологоразведку и разработку месторождений давала бы только победа на аукционе. У государства нет свободных $55 млрд, необходимых для воспроизводства минерально-сырьевой базы, поэтому без иностранных инвестиций не обойтись, говорил в конце прошлого года “Ведомостям” министр природы Юрий Трутнев.

Законопроект такого содержания был вынесен 2 ноября 2005 г. на заседание Думы, но правительство сняло его с рассмотрения, говоря, что надо внести критерии отнесения месторождений к стратегическим. Минприроды собиралось сделать это за две недели, прошло уже восемь месяцев. Последняя редакция, проходящая сейчас межведомственные согласования (имеется в распоряжении “Ведомостей”), устанавливает, что наряду с договорами сохраняются и лицензии. Останутся даже конкурсы, правда “в исключительных случаях по решению правительства”. Государство вправе без суда расторгнуть договор, если компания не ввела в срок месторождение, не заплатила за пользование недрами и перестала удовлетворять требованиям этого и иных федеральных законов. А возможность передачи спора с государством в международный арбитраж исключена.

Критерии стратегических месторождений ужесточались постепенно. Сейчас к ним отнесены месторождения нефти с запасами от 70 млн т (было свыше 150 млн т), газа – от 50 млрд куб. м (было более 1 трлн куб. м), золота – от 50 т (было свыше 700 т), меди – от 500 000 т (было более 10 млн т). С первоначальными критериями в число стратегических попадало пять месторождений, теперь – примерно 70, сказал на днях Трутнев. Иностранный инвестор, открывающий такое месторождение, должен передать его властям и либо получить компенсацию затрат, либо идти на аукцион (конкурс) по разработке запасов в альянсе с российскими компаниями, совокупная доля которых в уставном капитале превышает 50%.

Все решилось на совещании у Владимира Путина 5 мая, рассказал чиновник правительства. До того представители “Газпрома” и “Роснефти” упорно убеждали президента, что надо повременить с переходом на договоры и сохранить лицензионный режим. “На совещании договоры все-таки выжили, но Минприроды поручили отредактировать закон так, чтобы ужесточить контроль государства за недропользователем”, – вспоминает чиновник. По словам другого правительственного чиновника, администрация президента рекомендовала до осени не вносить законопроект в Думу. Закон должен вступить в силу через полгода после опубликования, так что действовать он начнет не ранее 1 июля 2007 г., заключает чиновник.

С такими изменениями законопроект существенно отклонился от режима гражданско-правового оборота, замечает юрист Debevoise & Plimpton Алена Кучер. Особенно опасной ей кажется норма об одностороннем расторжении договора государства с недропользователем: “Это открытая дверь для произвола”. А начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы Анатолий Аверкин одобряет возвращение конкурсов. В недропользовании не все решают деньги, говорит он, нередко победитель аукциона избирает далеко не оптимальный вариант разработки.

Президент Московского международного нефтяного клуба Тогрул Багиров считает, что в последней редакции закон выгоден прежде всего “Газпрому” и “Роснефти”. Представитель “Газпрома” Сергей Куприянов утверждает, что у компании и сейчас нет проблем создать альянс с иностранными компаниями для реализации любого проекта и “поднять” с кредитного рынка большие деньги.

Марину Драчеву из ТНК-ВР не пугает усиление национальных нефтегазовых компаний – это мировая тенденция. Она не исключает притока в Россию иностранных инвестиций через альянсы государственных и частных компаний: “Новые месторождения далеки и лишены инфраструктуры, это подразумевает иностранных участников с новыми технологиями и методами управления крупными проектами”. Не конкурс или аукцион определяют гражданско-правовой характер закона, считает юрист Leboeuf, Lamb, Greene & Macrae Илья Миняев. Договор, в котором государство и недропользователь выступают как равные стороны и несут ответственность за исполнение обязательств, в законе появился, а значит, есть существенное продвижение вперед в сравнении с нынешним административным порядком недропользования, заключает он.