На общих основаниях


Возможно, владельцы “Роснефти” решили, что потенциал роста ее акций столь высок, что скидка в несколько процентов не имеет смысла, говорит банкир – организатор IPO “Роснефти”. “В Западной Европе скидки даются на акции стабильных компаний с невысокими темпами роста, которые будут приносить инвесторам 5–8% в год. В российском же правительстве надеются, что “Роснефть” станет новой ВР или Shell, так что акции могут со временем вырасти весьма значительно”, – говорит он.

“Роснефти” нужно привлечь не менее $8,5 млрд. “Поднять” нужную сумму должны помочь рядовые россияне. Но компания и государство, которому она принадлежит, не стали облегчать им знакомство с фондовым рынком. “Физические лица будут находиться точно в таких же условиях, как и другие субъекты рынка, – никаких преференций и скидок”, – говорил “Ведомостям” президент “Роснефти” Сергей Богданчиков. Не полагаются льготы и сотрудникам “Роснефти”.

Зато в других странах при приватизации рядовым инвесторам постоянно предоставляются скидки и бонусы. “Приватизируя компанию, правительство старается привлечь как можно больше розничных инвесторов, а для этого нужны приманки, – говорит Томас Герхардт, начальник отдела развивающихся рынков немецкой управляющей компании DWS Investments. – Такие инвесторы обычно хранят акции очень долго. К тому же зачастую, чтобы получить бонус, нужно не продавать акции в течение определенного времени”. По словам Герхардта, граждане получали скидки при приватизации Deutsche Telekom в 1996 г. и Singapore Telecom в 1993 г. Сингапурцы могли покупать акции по 1,9 и 2 сингапурского доллара, а иностранные фонды – по 3,6 доллара. Давать скидки стало правительство Великобритании во время масштабной приватизации в 1980-е гг. и с тех пор многие следуют этой практике, говорит банкир западного инвестбанка, участвующий в организации IPO “Роснефти”.

Не отступило от традиции и французское правительство, которое в 2005 г. при помощи IPO продало акции энергетических гигантов Gaz de France (3,4 млрд евро, или $4,4 млрд) и Electricite de France (7,1 млрд евро, или $9,1 млрд), а в июне 2006 г. – оператора аэропортов Aeroports de Paris (1,4 млрд евро, или $1,8 млрд). Половина размещаемых акций GdF была предложена розничным инвесторам и еще 15% – сотрудникам компании. Все они получили акции по 23,2 евро (институциональные инвесторы – по 23,4 евро) плюс еще одну акцию в качестве бонуса за каждые 10 акций, если они не будут проданы в течение 1,5 года. В IPO участвовали 3,3 млн человек, а в эмиссии EdF, где скидка была 1 евро, – 4,8 млн. Французы, покупавшие акции Aeroports de Paris, тоже получили скидку в 1 евро от цены размещения в 45 евро, а сотрудники компании – скидку в 20%.

Примеру коллег следуют и польские чиновники. В 2004 г. при приватизации крупнейшего банка страны PKO Bank Polski розничным инвесторам было выделено 10,42% акций банка со скидкой 4%, сотрудникам – 10,32%. Купить акции на сумму от 500 до 20 000 злотых ($160–6400) можно было за деньги на депозите в PKO. Тот, кто сохранил бумаги в течение года, получал бонусную акцию на каждые 20 акций. Поляки с ночи выстраивались в очередь в отделения банка. Спрос в розничном сегменте IPO (его размер – $2,3 млрд) превысил предложение в 10 раз, правительству пришлось увеличить размер эмиссии на 25%, цена предложения была установлена по верхней границе коридора. Столь же успешным было в 2005 г. и IPO нефтегазовой монополии PGNiG: правительство привлекло на 80% больше, чем рассчитывало ($838 млн).

В декабре 2005 г. правительство Египта провело крупнейшую приватизационную сделку в истории страны, разместив 20% акций Telecom Egypt за $782 млн. Сотрудники и розничные инвесторы получили акции по 11,84 и 14,8 египетского фунта соответственно, а институциональные инвесторы – по 15,56 фунта.

Скидка дает неискушенным инвесторам дополнительную страховку от обесценения акций. Акции EdF, размещенные по 33 евро, розничным инвесторам достались на 3% (1 евро) дешевле. С 21 ноября, когда начались торги, до конца 2005 г. акции снизились до 31,98 евро, но простые французы, купившие акции EdF, почти ничего не потеряли.