ВЕКТОР


Интерес к акциям “Роснефти” проявили как граждане, так и крупнейшие нефтяные компании мира, готовые вложить не один миллиард долларов в бумаги “Роснефти”. Есть еще группа портфельных инвесторов, с которыми организаторы размещения работают в ходе road show. Однако их заявки, как правило, поступают под самый конец подписки. И пока оценивать спрос с их стороны рано. “Портфельщики”, пожалуй, наиболее придирчивы. Для них главное – доходность вложений, и в первую очередь их интересует цена, а нефтяники, входя в капитал “Роснефти”, могут ставить и другие цели. Они точно не станут продавать акции компании вскоре после размещения. Вряд ли много продадут и граждане, купившие бумаги через банки. Их привлекает возможность вложить свои сбережения в часть нефтяной госкомпании. Они купят “энергию развития” не для того, чтобы через несколько недель или месяцев продать ее подороже. Это подтверждает зарубежный опыт розничных IPO, во всех странах граждане покупают акции “надолго”. Поэтому активность на вторичном рынке акций “Роснефти” во многом зависит от того, как много акций будет приобретено портфельными инвесторами. Ведь если предпочтение будет отдано мейджорам и населению, то в свободное обращение и на биржевые торги попадет слишком мало акций, чтобы превратить “Роснефть” в “голубую фишку”.

Пиррова победа над ларьками

На последнем заседании столичного правительства первый заместитель мэра Владимир Ресин “приговорил” самый массовый вид розничной торговли – палатки и киоски. Если приговор вступит в силу, до конца 2007 г. на улицах Москвы должны остаться безобидные палатки по продаже мороженого, газет и цветов, а также справочные киоски. Репрессиям подвергнутся не только точки по продаже сигарет и пива, а вообще все “быстровозводимые конструкции”. “Унитазами и обоями можно торговать и в больших торговых центрах”, – объяснил заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе. Так называемая цивилизованная торговля – супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, “магазины у дома” – до сих пор занимают не более 30% российского розничного рынка. До европейских 60% и выше далеко даже Москве.

В Петербурге с конца 2004 г. по приказу губернатора Валентины Матвиенко начали избавляться от неорганизованных форм торговли. Для начала снесли все киоски в остановочных павильонах (более 1300, годовой оборот – $100 млн), затем запретили торговлю всем, кроме газет, около метро. А теперь новый председатель Комитета экономического развития Петербурга Алексей Сергеев говорит, что супер- и гипермаркеты не смогут заполнить весь рынок: “Должны быть места, где можно купить бутылку пива и буханку хлеба”. Может, столичным властям стоит подумать об этом заранее?

Слово за портфельным инвестором