Берег реальности


“Представь, раннее свежее утро: все чирикает и квакает, посвистывает и плещется, будто природа беседует сама с собой; и закат дышит – живой, как пламя...” Это не Тургенев, это Том Стоппард, реплика Белинского из первой части трилогии. Бакунин, Белинский, Станкевич, Тургенев спорят о будущем России, о революции, свободе и крепостном праве, о русских комплексах. А попутно влюбляются, ревнуют, сомневаются и страдают. Происходит это в селе Прямухино Тверской губернии, в гостеприимной усадьбе Бакуниных. И потому именно в село Прямухино (от усадьбы остались, увы, одни развалины) на речку Осугу в эти летние дни приехали сам драматург и часть театральной труппы, задействованной в постановке. Под шашлык и кваканье лягушек и состоялся неофициальный запуск российского проекта британского драматурга, смысл которого гораздо шире очередной театральной премьеры.

В рамках проекта пройдет ретроспектива фильмов, снятых по сценариям Стоппарда и им самим, – от картины “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” до “Влюбленного Шекспира”. Предполагается просветительская программа, рассчитанная на московских студентов, которым прочитают лекции по истории русской мысли XIX в. А в начале декабря издательство “Иностранка” выпустит “Берег утопии” книжкой и пригласит автора в качестве почетного гостя на ярмарку Non-fiction.

Такая массированная стоппардизация русского культурного пространства представляется совсем не лишней. До сих пор Тома Стоппарда, самого знаменитого из ныне живущих драматургов, на нашей сцене ставили считанные разы.

Это в лондонском Национальном театре “Берег утопии” прошел в 2002 г. при аншлагах: зрители готовы были на протяжении 12 часов слушать споры о революции и вдыхать аромат специфической русской печали, которую драматург разлил в своей трилогии. Разумеется, англичане повалили просто на великого Стоппарда, а не на “неистового Виссариона” и других героев трилогии. Однако сам тип “пьесы идей” им привычен. Российского зрителя нужно приучить и к неведомому ему интеллектуалу Стоппарду, и к ненамного более ведомой ему истории русской мысли, и к непривычному типу сценического действия, когда сталкиваются идеологии, а не поступки. Цель грядущего проекта как раз в этом.

Репетиции в РАМТе уже начались, причем Стоппард специально приехал в Москву, чтобы побывать на них. Зачем? Стоппард ответил очень просто: “Некоторые вещи в пьесе может объяснить только автор”. На репетициях в РАМТе он азартно давал комментарии по тексту, демонстрируя поразительное знание первоисточников. Драматург и не скрывает, что, прежде чем взяться за трилогию, пять лет провел в библиотеках, что реальные факты оказывают на него завораживающее действие. А потому Белинский, Герцен, Тургенев непринужденно цитируют в его пьесах собственные статьи, письма и прозу. Вслед за Стоппардом за чтение источников взялись и участники постановки. Евгений Редько (актер, исполняющий роль Белинского), например, признался мне, что, начав читать письма критика, был буквально обожжен фантастической искренностью и честностью своего героя. Руководитель театра и режиссер спектакля Алексей Бородин тоже активно читает все связанное с эпохой, но на вопрос, нашлось ли уже сценическое решение, которое удержит внимание зрителя на долгие часы, пока только загадочно улыбается.

Том Стоппард приедет в Москву еще и в сентябре – уже для того, чтобы принять участие в официальном объявлении начала проекта. Правда, тогда уже не будет ни речки, ни шашлыков под деревянным навесом, ни теплого ливня, который опрокинуло на нежданных гостей Прямухино, ни пламенного заката, ни бесчисленных звенящих “москитос”. Утопию сменит реальность.