Цифровое обоняние


Писатели-фантасты давным-давно описали в своих книгах устройства для воспроизведения запахов. Сегодня это стало явью, по крайней мере в отношении данной технологии. В июльском номере британского журнала New Scientist рассказывается об изобретенном в Японии новейшем портативном аппарате, способном записывать запах в электронную память, а затем воспроизводить его в любой момент. Наиболее вероятные области применения прибора – онлайновые продажи парфюмерии и продуктов, компьютерные игры, дистанционная медицина.

Вообще электронные анализаторы запахов применялись в промышленности раньше, есть и генераторы ароматов, выпущенные для рекламной сферы и индустрии развлечений. Однако ни один из них не обрел коммерческого успеха из-за ограниченного и заранее заданного количества воссоздаваемых запахов. В новом приборе, придуманном специалистами Токийского технологического института, нет никаких заранее подготовленных к воспроизведению ароматов. Но зато есть 15 «электронных носов» на основе специальных микрочипов-сенсоров, каждый из которых способен воспринимать химикаты с запахами определенного спектра.

Подобно тому, как цифровая фотокамера раскладывает изображение на три основных цвета (светочувствительной матрице достаточно правильно запомнить оттенки красного, зеленого и синего), фиксирует картинку, а потом выдает ее, новый прибор раскладывает запах на компоненты, а затем воспроизводит из них первоначальный аромат. Правда, в столь тонком приборе, как человеческий нос, исследователи насчитывают 347 разных обонятельных сенсоров, а значит, примерно таким же должен быть и набор базовых химикатов для представления всей гаммы доступных нам запахов. В тестовых испытаниях прибора очень успешно записаны и воспроизведены запахи апельсинов, лимонов, яблок, бананов и дыни. Причем, как с нескрываемой гордостью сообщили разработчики, по запаху можно даже отличить зеленое яблоко от красного.

В силу технических причин японские конструкторы пока ограничились набором из 96 базовых химических компонентов. Но их состав может быть различным, поскольку очевидно, что врачам, парфюмерам или, скажем, пользователям продвинутой компьютерной игры интересны разные запахи.