Деньги в оборот


В “Обзоре финансовой стабильности” за 2005 г. Центробанк указывает, что доля кредитов в активах российских банков сократилась с 73,3% до 67,1%. Изменение показателей ЦБ объясняет “возрастающей конкуренцией за первоклассных российских заемщиков со стороны зарубежных кредиторов”. “Российские банки этот клиентский сегмент постепенно уступают и вынуждены перепозиционироваться”, – констатировал в прошлом году первый зампред Центробанка Андрей Козлов. Весной этого года на проблему обратила внимание Ассоциация российских банков (АРБ). По подсчетам их экспертов, спрос наиболее надежной группы корпоративных заемщиков на кредиты отечественных банков уже сократился на $8–10 млрд. Например, у иностранцев кредитуются “Русал”, “Суал” и “Норникель”, трубные компании берут в долг в основном у ЕБРР и IFC. Государственная “Роснефть” (ее чистый долг равен $10,9 млрд) занимает деньги, как правило, на Западе, в том числе у ABN Amro. У него же, а также в Citibank, Morgan Stanley, J.P. Morgan и Dresdner Bank кредитуется “Роснефтегаз”.

По исследованию “АБН Амро”, экономия времени на обработку платежей (которую банк берет на себя) позволяет компании отгружать товар на 40% быстрее и сократить на 50% персонал бухгалтерии. А по оценке старшего вице-президента, директора по расчетному бизнесу Альфа-банка Юрия Климова, если компания эффективно использует свободные средства внутри группы, то экономия на процентных расходах может составить до 20–30%.

Но западные банки досаждают российским коллегам не только за счет более дешевых ресурсов. Их российские “дочки” предлагают своим корпоративным клиентам услуги, которые пока освоили лишь считанные единицы местных банков. Например, cash management (CM) – сложные расчетные банковские продукты для корпоративных клиентов, позволяющие компаниям передать банку часть казначейских функций. Предоставляя эту услугу, банк выстраивает для компании оптимальную структуру управления денежными потоками. В частности, банк может концентрировать все денежные средства группы компаний на одном счете, что позволяет установить единый лимит овердрафта для группы. В результате каждая компания группы получит возможность краткосрочного финансирования независимо от своих оборотов, используя весь лимит группы.

“Дочки” крупнейших иностранных банков, активно работающие в сегменте корпоративных расчетов, уже несколько лет предлагают своим клиентам СМ”, – утверждает Климов. Это и неудивительно, добавляет вице-президент банка “АБН Амро” Василий Чекулаев, ведь СМ – распространенная услуга на Западе и российские “дочки” иностранных банков используют уже отработанные технологии. Наиболее активные игроки на российском рынке – “АБН Амро”, Ситибанк и “ИНГ Банк Евразия”. “Еще около пяти лет назад СМ не была востребована российскими компаниями”, – рассказывает Чекулаев. Но постепенно услугой заинтересовались и компании, принадлежащие россиянам, – сейчас доля иностранных клиентов немного больше 50%, утверждает он. По словам источника в крупном банке, совокупный оборот клиентов – потребителей CM у лидеров рынка больше $40 млрд в год, а их доход от СМ – около $30 млн.

Среди опрошенных “Ведомостями” банков с российским капиталом предлагает воспользоваться CM только Альфа-банк. Климов говорит, что Альфа-банк всерьез стал заниматься этим направлением в мае и пока конкуренты у него исключительно “дочки” западных банков. “Мне не встречались российские банки, готовые взять на себя функции казначейства”, – признается управляющий директор группы компаний Divizion Павел Караулов. “В России эта услуга не имеет массового характера – пока сами компании выполняют те задачи, которые банки готовы взять на себя”, – полагает вице-президент, член правления Банка Москвы Владимир Федоров. Впрочем Федоров полагает, что в будущем СМ будет востребована как местными банками, так и компаниями. “А в свете того, что крупные российские компании уходят на обслуживание к иностранцам, СМ – один из эффективных элементов конкурентной борьбы российских банков с западными, – уверен Федоров. – В том числе за средних и мелких корпоративных клиентов”.