Финансы, химия и телеканалы


Минувший год был удачным для Газпромбанка. По его отчетности по международным стандартам, чистая прибыль банка заметно выросла: она составила $533 млн против $392 млн в 2004 г. Для сравнения: чистая прибыль Внешторгбанка за прошлый год составила $511 млн, хотя к концу года активы группы ВТБ ($36,7 млрд) вдвое превосходили активы группы Газпромбанка ($18 млрд). “Мы и 2004 год считали удачным, а в прошлом у нас активы выросли на 70%, а прибыль – на 36%”, – доволен зампред правления банка Александр Соболь. Дополнительный доход банку “Газпрома” принесли непрофильные активы.

В пояснениях к отчетности Газпромбанк выделяет три основных бизнеса группы: собственно банк, группу компаний в рамках холдинга “Сибур”, а также “Газпром-Медиа”. Два последних достались банку в прошлом году от газового концерна. В ходе реструктуризации нефтехимического холдинга “Сибур” в сентябре его активы перекочевали в “Сибур Холдинг”, учрежденный Газпромбанком (75% акций) и “Газпромом” (25% акций). Медийный холдинг “Газпром-Медиа” был продан банку во втором полугодии прошлого года в обмен на энергоактивы. В материалах для совета директоров “Газпрома” сумма этой сделки оценивалась в $100 млн. Но в отчетности банка за прошлый год значится лишь приобретение 78% акций “Медиа-Моста” за $179. А уже в этом году Газпромбанк выкупил у Еврофинанс-Моснарбанка и миноритарные пакеты компаний “Газпром-Медиа”. Сумму сделки не объявляли, не указана она и в свежем отчете банка.

Основная часть активов и прибыли группы Газпромбанк сосредоточена все-таки в банковском секторе – $14,1 млрд и $476,5 млн соответственно. Но и “Сибур” с активами в $2,7 млрд принес банку $11,8 млн чистой прибыли. А активы “Газпром-Медиа”, оцененные всего в $1,8 млрд, обеспечили еще $60,1 млн чистой прибыли. То есть доходность банковских активов составила 3,4%, химических – 0,4%, а медийных – 5,1%. Но Соболь называет такое сравнение некорректным – ведь банку в отличие от “Сибур Холдинга” приходится платить за привлекаемые средства. Средняя рентабельность активов российских банков находится на уровне 3–3,5% и Газпромбанк здесь (3,4%) выглядит неплохо, отмечает гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников.

В отчетности Газпромбанка впервые приведены показатели медийного бизнеса группы “Газпром”. Соболь предпочел не комментировать их, отметив лишь, что эти сведения были получены лишь несколько дней назад. Согласно им рекламные сборы “Газпром-Медиа” за прошлый год составили $260 млн, административные расходы (исключая зарплаты) – $15 млн, а печатные медиа принесли чистый убыток в $5 млн.

Между тем, по оценкам участников рынка, только телекомпания НТВ в прошлом году продала рекламы примерно на $300 млн, ТНТ – $100 млн, на радиостанции “Газпром-Медиа” и ИД “7 дней” пришлось еще примерно $35 млн. Эту информацию подтвердил и высокопоставленный источник в руководстве “Газпром-Медиа”. “В отчете Газпромбанка указана некорректная цифра – только у НТВ сборы составили примерно $350 млн, а в целом оборот “Газпром-Медиа” приближается к $600 млн”, – уточнил собеседник “Ведомостей”. Другой источник в руководстве медиахолдинга заявил, что консолидированная выручка в прошлом году превысила $800 млн, чистая прибыль – $117 млн.

Рыночной стоимости НТВ не существует, а ее активы в отчете Газпромбанка оценены в $1,178 млрд. Участник медийного рынка оценивает компанию в $2,5–3 млрд без учета последних приобретений. Для сравнения: текущая капитализация компании СТС Media, в которую входят лишь два телеканала – СТС и “Домашний”, – на NASDAQ вчера составляла около $2,7 млрд. Но СТС значительно доходнее медийных активов “Газпрома”: если операционная прибыль СТС Media составила $90,2 млн при операционном доходе в $237 млн, то газпромовские активы принесли $79 млн прибыли при доходах от операционной деятельности в $359,6 млн.