Новая родина


Дмитрий Рогозин сам рассказал “Ведомостям”, что едет на Украину. Эта мысль пришла ему в голову в марте, после участия в передаче “Свобода слова” Савика Шустера на украинском телевидении. “В стране нарушаются права русскоязычных граждан. Кроме того, из-за близости к России велик риск раскола страны”, – объясняет Рогозин. Он вынашивает идею создания движения по поддержке прав соотечественников на Украине, а подспорьем для него стал подписанный в конце июня указ президента о господдержке добровольного переселения в Россию соотечественников до 2012 г. Рогозин вспоминает, что еще до указа “Родина” выступила с этими же предложениями в партийной программе “Сбережение нации”.

Рогозин не хочет говорить, как назовет движение. Человек, близкий к политику, знает одно из рабочих названий – “Общая родина”. Член украинского движения “Пора” утверждает, что рогозинское движение будет именоваться “Лига защиты русских”.

В минюсте Украины документов на регистрацию движений ни с одним из упомянутых названий не получали и на всякий случай сообщили, что по закону “О политических партиях” иностранец не может ни возглавить, ни финансировать ни партию, ни общественную организацию. Правда, тут же сотрудник минюста нашел для Рогозина лазейку: он мог бы договориться с украинским политиком, чтобы тот представлял его интересы. Рогозин признается, что хорошо знаком и с лидером Прогрессивной соцпартии Натальей Витренко, и с лидером украинских коммунистов Петром Симоненко, а в марте 2005 г. “Родина” подписала соглашение о сотрудничестве с лидером Социалистической партии Украины Александром Морозом. Но лазейка не нужна – Рогозин говорит, что его политические интересы находятся только в России: “Вмешиваться в украинскую политику у меня нет ни малейшего желания”.

Украинские политики опасаются, что организация обречена на успех среди русскоязычных граждан Украины. “Москве и нужен новый и полностью подконтрольный проект, чтобы сплотить ориентированных на Россию украинцев, которые считают неприличным поддерживать многочисленные партии, дерущиеся за право считаться “более русскими, чем сами русские”, – говорит член политсовета “Поры” Андрей Юсов. – Избирателей не устраивает и Партия регионов, лидеры которой имеют криминально-олигархический имидж”.

На Украине по-прежнему популярен Путин. “Накануне выборов в Раду около 60% граждан Украины поддерживали его “жесткую руку”, – объясняет руководитель центра социологических исследований “Демократические инициативы” Илько Кучерив. Этим и пытаются пользоваться украинские и российские политические аутсайдеры – “в расчете на благосклонность и щедрость Кремля”.

В Кремле слышать не хотят о сотрудничестве с Рогозиным. “Его деятельность как лидера “Родины” показала, что он абсолютно непредсказуемый политик. С ним вряд ли кто-то будет иметь дело”, – говорит чиновник администрации президента.

Прогрессистка Витренко называет рогозинский проект “провокацией оранжевых”, а самого политика – слабым и непорядочным человеком. Представители партий, вошедших в Раду, отказались комментировать появление Рогозина на Украине.

Накануне прошлых думских выборов Рогозин участвовал в улаживании территориального спора России и Украины вокруг косы Тузла, а до этого был спецпредставителем президента по Калининградской области – добивался упрощения правил проезда россиян через Литву, но безуспешно. “Россияне помнят его именно как политика, пекущегося о правах соотечественников, – говорит Алексей Гражданкин из “Левада-центра”. – Если ему удастся зацепиться за удачные информповоды, шанс вернуться на первые позиции у него есть”. По июньскому опросу о политиках, которым доверяют россияне, Рогозин – в двадцатке с рейтингом 2–3%.

Рогозин на вопрос, на чьи средства он идет на Украину, отвечает уверенно: “Я финансово самостоятелен”. Вместе с нынешним лидером “Родины” Александром Бабаковым он был замечен в оранжевом шарфике на Майдане, несколько бизнесменов говорят об интересах Бабакова в украинской энергетике. Бабаков это отрицает – как и касательство к украинским планам Рогозина: “Это его личная инициатива”.

Руководитель украинского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский называет “бредовой” идею защиты прав русских на Украине: “Это в Латвии и Эстонии, где права русских конституционно ущемлены, можно развернуться”.