НЗШВ дойдет до Страсбурга


Арбитражный суд Москвы в конце января принял иск НЗШВ к правительству РФ, в котором завод требовал признать “незаконными действия (бездействие) правительства РФ”, выразившиеся в несвоевременном принятии ряда “подзаконных нормативных актов”. С 1 января 2006 г. вступили в силу поправки к закону о госрегулировании алкогольного рынка, которые вводят в России акцизные марки нового образца (со старыми марками можно продавать только продукцию, выпущенную до Нового года). После новогодних каникул налоговая служба должна была начать выдавать эти марки. Но не начала, потому что соответствующие документы Минфин подписал только в конце января. Поскольку до этого марок взять было негде, большинство производителей, в том числе НЗШВ, в январе остановили производство. По словам замгендиректора завода по административным и правовым вопросам Владимира Егорова, завод с начала года не работал полтора месяца. В начале июня НЗШВ предъявил в суд дополнительные требования – о взыскании убытков в размере 9 млн руб. из-за вынужденного простоя. Егоров отметил, что реальные убытки более 20 млн руб. Но сложно доказать документально срыв контрактов, пояснил он.

Вчера арбитражный суд Москвы отказал НЗШВ в удовлетворении всех требований по иску к правительству РФ. Егоров не смог назвать основания, по которым заводу было отказано в иске, так как суд еще не предоставил мотивировочную часть решения. Источник в адвокатских кругах, пожелавший остаться неназванным, говорит, что основания могли быть “какие угодно, потому что решение прецедентное, а от отсутствия акцизных марок пострадала вся страна”.

Однако НЗШВ не собирается сдаваться, заявил Егоров, завод будет оспаривать это решение во всех инстанциях вплоть до Европейского суда.

В пресс-службе Минфина РФ отказались комментировать ситуацию до получения официального решения суда.

Участники рынка огорчены неудачей НЗШВ, но считают, что иного решения от суда ожидать было нельзя.

По словам гендиректора предприятия “Быков и компания-холдинг” Сергея Быкова, НЗШВ предлагал ему подать совместный иск, но он отказался, поскольку посчитал это дело бесперспективным. “Кто же признается в собственных ошибках, в том числе и правительство? – сетует Быков. – В России НЗШВ точно правды не найдет”. Прямые убытки своей компании от простоя в начале года Быков оценивает в $1 млн.

Правительство РФ действительно не выполнило своих функций, и в этой ситуации НЗШВ прав на все 100%, добавляет гендиректор Окского пищекомбината Константин Макарычев.

Управляющий партнер юридической фирмы “Вегас-Лекс” Альберт Еганян считает, что, хотя НЗШВ пострадал от нерасторопности действий правительства, суд решил просто не вмешиваться в этот конфликт. Он полагает, что заводу будет сложно оспорить это решение в высших инстанциях, поскольку суды не захотят создавать прецедент. “НЗШВ может обратиться в Европейский суд по правам человека, однако на это потребуется немало времени – полгода-год суд решает, принимать ли заявление к рассмотрению, и еще год-два уходит на само рассмотрение”, – говорит Еганян.