Объективные советы


Нет ничего более скучного, чем сидеть в душном офисе и рассматривать фотографии коллеги, вернувшегося из отпуска, –

особенно если он не умеет фотографировать, но зато общителен и недавно приобрел цифровой аппарат с невероятным запасом памяти. На месте такого коллеги может запросто оказаться любой – особенно в XXI веке, когда фотоаппараты «снимают сами». Однако какие-то технические познания все-таки требуются. Фотография относится к тем прикладным наукам, где отсутствие таланта до известной степени можно заменить усердием.

ПРИ СВЕТЕ И БЕЗ НЕГО

Прежде всего необходимо помнить, что фотография – это запечатление отраженного света, а свет в течение дня меняется. Самый красивый свет бывает на рассвете и закате, когда можно различить и небо, и свет в окнах домов; самый невыносимый – в полдень, когда исчезают тени. Немного упростив задачу, можно сформулировать это правило иначе: не вытаскивайте камеру из чехла после десяти утра и до пяти вечера.

Скучный свет можно компенсировать черно-белой пленкой, утепляющими фильтрами и необычными фотоаппаратами: например, у «Ломо-компакта» или «Хольги» кадр будет выглядеть интересно вне зависимости от освещения.

Полезная вещь в арсенале фотографа – штатив, который вовсе не обязательно должен быть большим и тяжелым: для маленькой камеры вполне подойдет титановый малыш граммов на сто пятьдесят.

Штатив дает много преимуществ. Во-первых, с него можно делать очень красивые вечерние фотографии с долгими выдержками. Во-вторых, вы сразу получаете возможность снимать в полутемных помещениях. В-третьих, он позволяет использовать модную нынче технику HDR – фотографию с расширенным динамическим диапазоном. Для того чтобы получить HDR-снимок, в котором не будет ни провалов, ни пересвеченных участков, необходимо сделать цифровиком несколько кадров с одной точки, но с разной выдержкой, а потом совместить их с помощью команды Merge to HDR в последней версии Adobe Photoshop.

КАК СТРОИТЬ КАДР

Великое проклятие начинающих фотографов – это композиция: то, как расположены относительно друг друга объекты на снимке. Один из способов выдерживать композицию – это придерживаться разумного минимализма: стараться, чтобы в кадр не попадали никакие посторонние предметы, особенно если эти объекты выглядят скучно и не несут никакой смысловой нагрузки, как, например, припаркованные автомобили, испортившие, вероятно, больше половины всех фотографий, сделанных после семидесятых годов.

Кроме того, полезно выучить так называемое правило третей: лучше всего объекты смотрятся в тех случаях, когда находятся на пересечении воображаемых линий, которые делят кадр на три части по горизонтали и по вертикали.

ЧТО МЫ СНИМАЕМ

Разные стихии требуют разного подхода и разной техники. Например, течение воды интереснее снимать на долгих выдержках, потому что тогда она превращается в тонкую шелковую ткань. Небо получается куда более синим, если использовать поляризационный фильтр. С туманом нужно много экспериментировать: если найти верную комбинацию выдержки и диафрагмы, фотографии получатся потрясающие.

Хуже всего на любительских фотографиях обычно выглядит архитектура. Из-за того, что дома высокие, а фотограф находится на уровне земли, картинка всегда получается искаженной. Профессиональные фотографы, которые снимают для архитектурных изданий, используют в таких случаях объектив с управлением перспективой (tilt/shift), который умеет изменять угол падения луча и эти искажения компенсировать (хотя они сами по себе могут быть частью творческой задачи). Если у вас зеркальная камера, к ней, скорее всего, можно купить такой объектив, хотя стоить он будет больше тысячи долларов. Если нет – здания лучше снимать издалека или, к примеру, из окна другого строения.

НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ПОРТРЕТ

Если посмотреть на самые популярные фотографии где-нибудь на flickr.com или на zooomr.com, там почти всегда будут люди – и очень часто они будут не просто смотреть в камеру, а что-нибудь делать. Для того чтобы снимать людей, следует либо побороть в себе застенчивость, либо приобрести длиннофокусный объектив, чтобы фотографировать издалека. Этот же объектив пригодится при поездках в разные заповедники, поэтому отнеситесь к выбору серьезно: найдите модель со стабилизатором изображения.

А те, кто не боится снимать портреты в лоб, часто выбирают неправильное фокусное расстояние: снимают широким углом, и лица начинают напоминать отражение в самоваре. И это не единственная опасность: сфотографировав полицейского в Риме, вы рискуете провести несколько часов в участке, а сняв туземца в сердце

Африки, придется платить выкуп за кражу души.