Откаты процветают


Прошлым летом Госдума утвердила закон о госзакупках, цель которого – положить конец коррупции и снизить госрасходы. С 1 января 2006 г. чиновники обязаны закупать товары и услуги, “для которых существует сложившийся рынок и сравнение которых возможно только по цене”, исключительно на аукционах, если цена контракта превышает 250 000 руб. Нестандартизованные заказы больше чем на 250 000 руб. можно распределять только через конкурсы. При этом перечень требований к участникам конкурса должен быть ограниченным и закрытым, чтобы заказчик не мог выставлять дополнительные требования, отсекая “не свои” компании. Госорганы обязаны размещать извещения о торгах не только в СМИ, но и на своих сайтах в Интернете, а правительство создало единый портал для оповещения о закупках, проводимых по всей стране.

На госзаказы уходит почти треть расходов казны – в 2006 г. их объем должен достичь 2,3 трлн руб. (10% ВВП). Поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая писала закон, рассчитывала с его помощью сэкономить для бюджета не меньше $5 млрд. Но уровень коррупции в системе, по наблюдениям начальника управления ФАС Михаила Евраева, остался на прежнем уровне. В этом году как минимум 300 млрд руб. уйдет на откаты, прогнозирует он. “Победитель конкурса по-прежнему выигрывает заранее”, – соглашается зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков. По его оценке, лишь 1% конкурсов можно назвать честными. А за прошедшие полгода не состоялось ни одного аукциона, констатирует исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Антон Никольский.

Несмотря на неутешительные результаты первых месяцев, Евраев уверен, что закон обязательно принесет плоды. Он еще не заработал в полную силу, соглашается Гришанков: до сих пор не разработано около 20 необходимых подзаконных актов, в том числе постановление правительства, регламентирующее список товаров и услуг, приобретение которых возможно только на аукционе.

Нет и критериев отбора членов конкурсной комиссии, поэтому она может полностью состоять из “своих” людей, добавляет представитель межрегионального общественного движения “Против коррупции” Александр Горянин. Эффект от нового закона – двукратное снижение откатов – наступит в начале следующего года, уверен Евраев. А первые изменения уже видны. “Бизнес понял, что государство озаботилось этой проблемой, и подал в ФАС более 600 жалоб на нечестные конкурсы”, – рассказывает чиновник.

Быстрее побороть коррупцию поможет рейтинг прозрачности в сфере госзакупок, считает НАУЭТ. Она разработает его к октябрю. Заказчики (предприятия и организации госсектора) будут оцениваться по 10 критериям. В их числе отклонение стартовых цен от среднерыночных (чем оно выше, тем больше откатов заложено), доля конкурсных и аукционных закупок, уровень конкуренции (количество участников конкурса – чем больше, тем лучше), процент снижения цены от первоначальной (чем дешевле в итоге обойдется закупка, тем честнее проведен конкурс). По каждому из критериев организации будет присвоена оценка по пятибалльной шкале, а в конечном итоге компания получит агрегированную оценку. Всего предусмотрено пять градаций – от гарантированной до низкой прозрачности.

Благодаря рейтингу поставщики уйдут к более честным заказчикам, а правоохранительным органам будет легче искать взяточников, полагает Никольский. Но замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев опасается, что в результате публикации рейтинга “пострадают невиновные”. Значительная часть госзакупок – это уникальное, специфическое оборудование, в отношении которого аукцион в принципе неприменим, невозможно определить среднерыночную цену и отклонение от нее, объясняет он. По его мнению, решить проблему госзакупок поможет система электронных торгов.