Прецедент Адели


В июне «Портрет Адели Блох-Бауэр» классика австрийского модерна Густава Климта стал самой дорогой из проданных в мире картин. 135 миллионов долларов, заплаченные американским миллиардером Рональдом Лаудером за портрет Климта, произвели сенсацию – рекорд, поставленный два года назад «Мальчиком с трубкой» Пикассо, был перекрыт на $21 млн. До этого за произведения Климта таких денег не платили – аукционный рекорд художника составлял $29,1 миллиона –

cтолько было заплачено за «Ферму на Аттерзее», проданную на Sotheby’s три года назад. Эксперт немецкого отдела аукционного дома Christie’s Андреас Румблер в беседе с корреспондентом агентства Bloomberg уверенно прогнозирует рост цен на австрийскую и немецкую живопись. По мнению Румблера, это следствие рекордной продажи «Портрета Адели Блох-Бауэр».

Но в свободной продаже давно не было и картин уровня этого портрета, прозванного за редкий цвет фона «Золотой Аделью». Это одна из главных картин австрийской живописи, полвека демонстрировавшаяся в национальном музее, в венском дворце Бельведер. В этом году после восьмилетнего судебного процесса портрет вместе с еще четырьмя картинами Климта был отдан Марии Альтман, племяннице Адели Блох-Бауэр, сумевшей доказать, что она является законной наследницей семьи, чье имущество было конфисковано нацистами в 1938 году.

До 30 июня все картины Климта, принадлежащие Альтман, демонстрировались на выставке в музее Лос-Анджелеса, с 13 июля они будут показаны на выставке в нью-йоркской галерее Рональда Лаудера. Мария Альтман не скрывает, что намерена продать на аукционе Christie’s и остальные отсуженные картины. И хотя они не так знамениты, как «Золотая Адель», все эксперты антикварного рынка уверены, что эти произведения оценят очень высоко. Еще до судебного решения искусствоведы приблизительно оценивали все пять спорных картин Климта (два портрета Адели Блох-Бауэр и три пейзажа) в сумму $300 млн. Именно столько намеревались собрать в Австрии, чтобы выкупить свое национальное художественное достояние у жительницы Лос-Анджелеса Марии Альтман.

При формировании стартовой цены на произведения искусства аукционные дома ориентируются на сумму, за которую были проданы работы этого автора. И хотя находящиеся у Альтман пейзажи Климта сравнимы по художественным достоинствам с «Фермой в Аттерзее», благодаря сенсационной покупке Лаудера они наверняка будут оценены выше. К тому же информационный шум вокруг нового ценового рекорда привлек внимание и к нью-йоркской галерее Лаудера, где собрано немецкое и австрийское искусство.

Австрийская и немецкая живопись ХХ века никогда не ценилась так же высоко, как французская. Но прецедент продажи «Портрета Адели Блох-Бауэр» привлек повышенное внимание к живописи немецких и австрийских символистов и мастеров модерна. Поэтому прогноз, что цены на картины Густава Климта, Эгона Шилле и Макса Бекмана будут сопоставимы с ценами на произведения Пабло Пикассо, Фернана Леже и Хуана Миро, кажется оправданным.