ВЕКТОР


Продам скелет

ТНК-BP – несентиментальная компания. Она выставила на продажу актив, который в свое время позволил ее владельцам заполучить главную жемчужину в короне нынешней ТНК-BP – Тюменскую нефтяную компанию (ТНК). Речь идет о 75,98% акций Особого конструкторского бюро по бесштанговым насосам (ОКБ БН “Коннас”). Объявления о продаже пакета компания разместила в прессе. В 1979–1990 гг. его сотрудником (а затем и заведующим лабораторией) работал Виктор Вексельберг. А в 1997 г. покупка контрольного пакета акций этого ОКБ и 16 патентов на его разработки оказалась частью инвестиционных условий при приватизации ТНК. К тому времени этот пакет уже принадлежал “Ренове” Вексельберга. А другим обязательным объектом для инвестиций – технологической установкой АВТ-2 на Рязанском НПЗ – владела “Альфа-групп”, партнер Вексельберга по приватизации ТНК. Неудивительно, что консорциум “Альфы” и “Реновы” выиграл конкурс. Но такое удивительное стечение обстоятельств не могло не привлечь к себе внимания. Приватизацию ТНК проверяли Счетная палата и ГУБЭП, а Следственный комитет при МВД в 2000 г. даже возбудил уголовное дело по статье “мошенничество”. Следователь говорил “Ведомостям”, что “условия были сформулированы под “Альфу”. Но дело было закрыто, потому что вину покупателей доказать не удалось.

Инвестусловия не требовали от ТНК владеть ОКБ “Коннас” вечно. Но раз она продает актив, значит, он ей не нужен. Стало быть, вопрос о том, кто сформулировал именно такие условия, вновь становится актуален.

Время реванша

“Газпром” решил реанимировать похороненный еще три года назад большинством экспертов Международный консорциум по управлению газотранспортными сетями на Украине. Вчера председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков и новый руководитель “Нафтогаза Украины” Александр Болкисев договорились возобновить работу простаивающего консорциума и в ближайшее время провести собрание его участников.

Идея совместного управления газовыми сетями Украины возникла летом 2002 г. Тогда президенты Владимир Путин и Леонид Кучма договорились создать консорциум, которым на паритетных началах владели бы “Газпром” и “Нафтогаз Украины”. По замыслу президентов он должен был получить в управление все трубопроводные мощности Украины, а по 16% его акций “Газпром” и “Нафтогаз” решили отдать немецкому Ruhrgas – основному покупателю российского газа в Германии. Но в августе 2003 г. украинское правительство раздумало допускать “Газпром” и Ruhrgas к управлению своей трубой, испугавшись, что, получив контроль над ней, те будут занижать тариф на прокачку газа. По украинскому сценарию консорциум должен был покупать газ на границе Украины с Россией и продавать его в Европу. Но это было неприемлемо для Москвы. Для “Газпрома”, мечтавшего контролировать транспортный тариф по Украине, это стало настоящим шоком. Теперь монополия, вдохновленная пока успешными газовыми переговорами с Белоруссией, пытается взять реванш.