КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Жизнь на кухне


Трое рабочих пропускают полоски шпона (обязательно из одного древесного ствола) через специальную машину, которая склеивает их боковыми сторонами, чтобы получилась поверхность, которой затем будут облицовывать кухонную мебель. Выразительные возможности упомянутого шпона безграничны. Кухонный шкаф может выглядеть, как будто он целиком сделан из дерева, или веселее – если изготовители решат использовать узор из шпона разной древесины. Шпон делается вручную, и потому ни одна кухня Bulthaup не похожа на другую. А на тот случай, если какой-то из предметов проданной кухни придется ремонтировать, предприятие в течение полугода хранит у себя запас фанеровки для каждого гарнитура.

Вольфганг Бринкманн, директор по продажам в Германии компании Poggenpohl – старейшего в стране изготовителя кухонной мебели, начинает волноваться, когда речь заходит о мало кому известных тонкостях – скажем, о том, что заднюю панель шкафа лучше крепить не мелкими гвоздиками, как это делается в большинстве случаев, а тонкими винтиками. “Мы продумали каждую мелочь, даже ту, о которой покупатель и не вспомнит, – рассказывает он. – Скажем, нас никто не спрашивает, из чего сделана задняя поверхность ящиков. Но когда узнают, что из алюминия, бывают очень довольны”.

Это бесконечное стремление к совершенству и в дизайне, и в функциональных качествах мебели и есть отличительная особенность немецких кухонь. Такие кухни, как Bulthaup, SieMatic и Poggenpohl, самые дорогие в мире. Кроме того, Германия славится богатым опытом использования технических достижений.

Компания SieMatic впервые представила на европейский рынок встроенные кухни в 1960 г. С тех пор эта немецкая компания продолжает оттачивать и стиль своих кухонь, явно тяготеющий к кубизму, и их технические и функциональные достоинства. Теперь они сделали еще один шаг на пути к идеалу и предлагают такие полки, на которых никогда не придется переставлять десятки банок в поисках той самой, единственной и на данный момент совершенно необходимой.

Спрос на кухонную мебель из Германии растет неудержимо. Все три компании – частные и чрезвычайно закрытые, когда разговор заходит о бизнесе, – недавно сообщили, что прогнозируют годовой рост продаж по меньшей мере на 10% каждая.

Сами же кухни, которым прежде в доме отводилось малопочетное место ближе к черному ходу, теперь становятся центром, где протекает жизнь семейства. Во-первых, после того как появилась тенденция сносить стену между кухней и столовой, увеличилось пространство, в котором кухня размещается. Во-вторых, современные кухни лишены эдакого лабораторного стиля с поверхностями из нержавейки и ощущением 100%-ной стерильности. Напротив, благодаря использованию новых материалов и новым способам освещения они становятся более уютными и теплыми.

Линолеум уже не используется никогда и нигде, в оформлении кухни сейчас применяются самые разнообразные материалы: песчаник, сланец, гранит, мрамор, стекло, керамика и различные породы дерева, многие из которых раньше почти не встречались ни в кухнях, ни в столовых.

Уход за мебелью облегчается за счет применения лаков и ламинатов. По статистике Poggenpohl и SieMatic, публика предпочитает желтые, красные, коричневые, бежевые и кремовые тона и оттенки. В Bulthaup принципиально придерживаются нейтральной гаммы.

“Материалы и стиль должны прежде всего отвечать вкусу заказчика”, – считает Эльмар Дюффнер, управляющий директор Poggenpohl. Вольфганг Штайб, управляющий директор Bulthaup, видит ситуацию иначе. “Дорогие кухни создают таким образом, чтобы они сочетались с архитектурой пространства”, – говорит он.

В то время как Bulthaup, которая продает порядка 8500 кухонь в год, использует главным образом дерево, SieMatic увлекается созданием рабочих поверхностей, выложенных мозаикой из кусочков гранита, мрамора и венецианского стекла. Стоимость таких произведений искусства в пределах одной кухни колеблется от 5000 до 12 500 евро. Poggenpohl предлагает покупателям кухни из полированного ореха с матовым стеклом и со встроенным плазменным телевизором, который вполне подходит для жилой комнаты.

“Дизайнеры интерьеров все больше пытаются связать кухню с остальным домом, и это все чаще выходит за пределы функционального назначения кухни, – рассказывает Штефан Тольгард, дизайнер интерьеров, который сейчас живет в Лондоне. – Поэтому грань между кухонной мебелью и мебелью для жилых комнат постепенно стирается”.

Изготовители кухонь на заказ сегодня создают полностью функциональные шедевры, способные тем не менее украсить любую гостиную. Однако им по-прежнему приходится биться над тем, чтобы встроить как можно больше разнообразной аппаратуры – это пароварки, кофеварки, микроволновки, специальные шкафы, чтобы подогревать пищу, и т. д. Одновременно все шедевры должны достойно переносить испытания, которые выпадают на долю кухонной мебели, которая подвергается воздействию влаги, высоких температур, которую царапают, обливают и пачкают, и оставаться по-прежнему красивыми.

Немецкие производители с небольшим опозданием отреагировали на появление новой тенденции, проиграв итальянцам. Тон одно время задавали Boffi и Perdini. Последняя предложила кухню, в которой основное рабочее пространство имело форму нежного овала и располагалось в центре помещения. Однако немцы быстро нашли собственное современное дизайнерское решение, рассказывает Алекс Мишлен, директор британской девелоперской компании Finchatton. Его компания использовала кухни Bulthaup уже в нескольких проектах. И тому есть минимум две причины: они великолепного качества, и их дизайн продолжает традиции Bauhaus, немного усовершенствованные благодаря так называемой системе b3.

Система b3, за которую в 2004 г. компания удостоилась золотой медали Good Design от чикагского Atheneum Museum of Architecture and Design, не что иное, как гимн чистейшему минимализму. Принцип системы – организовать рабочее пространство так, чтобы не делать лишних движений: не тянуться за банкой или не нырять под столешницу в поисках половника. Кухни, организованные по принципу b3, по-новому экономят пространство. Такие приземленные мелочи, как держатель для бумажных полотенец, для ножей, горшки с сухими травами и кулинарные книги, все удобно размещаются... на стене.

Конечно, немного покупателей могут позволить себе кухню класса люкс. В Германии цена на Poggenpohl с установкой начинается от 15 000 евро. Половина из этой суммы – цена различных технических приспособлений. Среднестатистический клиент SieMatic – 47-летний человек, который может позволить себе кухню за 20 000 евро. Из-за расходов, связанных с доставкой, покупатель в других странах платит гораздо больше. В Азии кухня от Bulthaup может стоить более $100 000. (FT, Екатерина Кудашкина)