Поработали на славу


Минувшую думскую сессию “Транснефть” запомнит надолго: на защиту Байкала, по берегу которого компания планировала проложить нефтепровод, вышли протестовать тысячи простых людей. Экологам почти удалось сорвать планы “Транснефти” по строительству трубы ценой в $11,5 млрд. Они незаметно провели в проект Водного кодекса норму о водоохранной зоне Байкала, которая должна включать в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходить по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к нему. Поскольку хребты находятся на расстоянии 500–2000 м от озера, поправка делала невозможным строительство Восточного нефтепровода в Китай. Чиновники и бизнесмены осознали смысл поправки после того, как закон прошел третье чтение. Думу “убедили” вернуть и кодекс, и вводящий его в действие закон во второе чтение и принять в “правильном” варианте, и только бунт сибиряков побудил президента Владимира Путина нарисовать другой маршрут нефтепровода.

Вокруг другой трубы – газовой – тоже развернулся громкий скандал. “Газпром” сумел в считанные дни провести через Думу закон “Об экспорте газа”, законодательно закрепивший за ним и его 100%-ной “дочкой” – “Газэкспортом” исключительную монополию на внешнюю торговлю. У независимых производителей газа исчезла даже призрачная надежда на самостоятельный выход на внешний рынок. “Помешать монополистам было практически невозможно – это политическое решение”, – объясняет депутат бюджетного комитета.

В хорошем настроении поехали в отпуска и нефтяники. Им после долгих лет дискуссий удалось убедить правительство дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. С нового года на нефть из месторождений, выработанных более чем на 80%, ставка НДПИ будет понижена, а для нефти из новых, неразработанных месторождений в Восточной Сибири и на континентальном шельфе будет вообще нулевой. Правда, компании хотели бы большего: с месторождений, выработанных более чем на 95%, брать налог вообще не стоит, убежден замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров.

А вот IT-компаниям не удалось вписать собственную главу в Налоговый кодекс. Они рассчитывали заменить для экспортеров софта НДС, соцналог, налог на прибыль и на имущество единым налогом – 6% от прибыли. Но на их пути решительно встали чиновники. Однако результат работы Думы компьютерщиков порадовал: они получат льготу по самому обременительному для них налогу – социальному (он снизится как минимум на треть). Льгота будет весомой: по оценке президента “Руссофта” Валентина Макарова, зарплата составляет 70–80% расходов IT-компаний.

Всего депутаты в весеннюю сессию на налоговых поправках сэкономили бизнесу свыше 200 млрд руб., подсчитал первый зампред бюджетного комитета Виталий Шуба. Экономятся и нервные клетки – благодаря поправкам в Налоговый кодекс отношения бизнеса и налоговиков станут более цивилизованными, надеются предприниматели. Закон устанавливает четкие правила налоговых проверок, исчерпывающий список документов, которые налоговики вправе требовать при камеральных проверках, а сроки проведения выездных проверок наконец-то регламентированы, объясняет он.

Под занавес весенней сессии депутаты порадовали и президента, досрочно отменив все ограничения на пути рубля к свободной конвертируемости, и граждан, предпочитающих хранить деньги в банках: для них вдвое увеличен размер страхуемой суммы вклада. “Это улучшит имидж и инвестиционную привлекательность страны”, – уверен зампред банковского комитета Павел Медведев. А вот чиновники будут расстроены – им депутаты запрещают без нужды использовать слова “доллар” и “евро”.

На политической ниве депутаты реализовывали исключительно идеи Кремля и думского большинства. Они запретили депутатам покидать партию, от которой те баллотировались. В первом чтении был принят законопроект, допускающий отказы в регистрации кандидата за экстремистскую риторику. Теперь под это определение попадает и критика действующей власти. Без споров депутаты разрешили президенту использовать спецслужбы для преследования террористов за пределами страны, под предлогом противодействия терроризму был восстановлен и институт конфискации имущества.