НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Советы доктора


Подчеркну еще одну глубокую мысль исследователя. Адизес считает, что во всех организациях все еще продолжается поиск “эталонного” менеджера, но это миф, который только усиливает современное бизнес-образование. Стандартная школа бизнеса, по его убеждению, готовит “будущих президентов корпораций, которые должны стать всезнайками”.

В популярном словаре русского языка Сергея Ожегова греческое слово “терапия” означает лечение внутренних болезней нехирургическим путем. Американский доктор Ицхак Адизес (получил степень доктора наук в Колумбийском университете) называет себя “организационным терапевтом” и предлагает читателю свою методику диагностики и лечения всех (как коммерческих, так и некоммерческих) организаций. Он полагает, что хирургическое вмешательство – “смена топ-менеджмента компании – самый быстрый способ инициировать перемены, но также и самый болезненный и опасный”, ведущий к различным послеоперационным осложнениям.

Прежде чем приступать к изложению сути методики оздоровления по доктору Адизесу, остановлюсь на двух особенностях книги. Во-первых, этот труд не похож на подавляющее большинство современных исследований: в нем нет смакования фамилий известных на весь мир топ-менеджеров или основателей знаменитых компаний, да и самих компаний с примерами их диагностики тоже нет. Хотя это самое что ни на есть настоящее исследование: автор поясняет – в область его профессиональных интересов попали компании “с оборотом от $1 млн до $1 млрд и штатом от 80 до 15 000 человек”, действующие в совершенно разных областях: от музеев и правительственных организаций до страхования и банковских услуг. Во-вторых, стиль изложения, не отягощенный примерами из жизни компаний и научной терминологией, сдобрен хорошим юмором, и книга читается как сборник неплохих новелл. Кстати, на мой взгляд, она весьма практична: например, на корпоративных вечеринках можно устраивать конкурсы и выискивать среди своих сослуживцев рабовладельца, бездаря, благодушного правителя, демагога, пустышку и прочих персонажей книги. Мне, например, встречались менеджеры-поджигатели, которые нацеливались “на каждую мишень, которая появляется у них на горизонте”. “Для подчиненных такого менеджера утро понедельника – самое сложное время, – поясняет доктор Адизес. – За выходной у менеджера возникают новые идеи, и в понедельник он меняет приоритеты. Он раздает новые задания (забывая о тех, что уже в работе) и ожидает, что подчиненные тут же начнут их исполнять”.

Впрочем, основных типов/ролей менеджеров у доктора всего четыре: производитель результатов, администратор, предприниматель и интегратор. “Четыре роли конфликтуют друг с другом, и никто не в состоянии играть эти роли одновременно, – полагает Адизес. – Если человек попытается сделать это, результатом неизбежно станут управленческие ошибки. Я пришел к выводу, что для хорошего управления нужно, чтобы несколько человек взаимно дополняли друг друга”. На мой взгляд, основная идея книги состоит в том, что выявленные исследователем роли можно успешно использовать для описания и анализа циклов жизни любой организации, что “поведение организации меняется по мере прохождения жизненного цикла”. Правда, к стилям менеджера по Ицхаку Адизесу я бы добавил код личности по Джону Холланду (напомню читателям, что, по данным Холланда, каждый человек предпочитает какие-либо три вида деятельности из шести главных). Но это, как говорится, на любителя.

Профессионалы наверняка будут внимательно изучать и примерять на свои компании жизненный цикл организации, особо останавливаясь на процессе омоложения. Доктор напоминает всем им, что зрелая организация обычно не привлекает внешних консультантов потому, что коллективное сознание руководства не чувствует такой потребности: “Менеджеры уверены, что все идет отлично. Вот тут-то и кроется опасность, ведь стадия Зрелости – это начало конца”.

После этой ударной фразы обращу внимание читателей на то, что диагностика и лечение организаций по Адизесу описаны очень подробно. Например, на страницах книги встречается управленческий микс, где автор вместе с читателями формирует успешную команду менеджеров, есть там и организационная голограмма, где в качестве примера взята компания с ежегодным оборотом около $2 млн, которой руководят трое равных партнеров. Завершает книгу синергетический метод управления Адизеса – А’С/М (A’S/M), описанию которого автор уделяет не одну страницу. Буква А в нем означает фамилию доктора, а сочетание С/М имеет символическое значение: “если есть С (синергия), то возникает М (менеджмент). При отсутствии синергии менеджмент невозможен. Задача менеджмента – создать среду, способствующую возникновению синергии”.