РОССИЯ В “ВОСЬМЕРКЕ”: Уклонение от объятий


С приближением встречи лидеров “восьмерки” в Санкт-Петербурге на Западе уже продолжительное время задаются вопросом: каким будет это мероприятие – протокольно-политкорректным, но тем не менее с камнем за пазухой, либо Россию все же вынудят “давать отчет” по неприятным для нее темам? В российском общественном мнении превалируют другие заботы: сможет ли Россия достойно показать себя в роли председателя элитного мирового клуба, противостоять давлению, не поступиться своими жизненными интересами и принципами?

События последних месяцев и особенно нагнетание страстей вокруг энергетической темы, заявленной Москвой в качестве приоритета российского председательства в G8, свидетельствуют: Запад твердо намерен не допустить появления у нас даже относительных экономических и тем более политических преимуществ. Между тем все это – трения тактического плана. Если думать о будущем страны хотя бы на десятилетия вперед, надо делать упор на ее промышленное развитие, а не на видимое укрепление позиций в качестве поставщика энергоресурсов. У нашего руководства слишком сильна безосновательная надежда покорить Запад, используя в основном фактор нефти и газа. Создавать же новую энергетическую инфраструктуру нам надо прежде всего в самой России. Установка на развитие внутреннего рынка гораздо более продуктивна и с социальной точки зрения, поскольку будет понуждать заинтересованный бизнес лоббировать повышение покупательной способности населения. Кроме того, развитие внутренней инфраструктуры даст необходимый импульс развитию национальной экономики.

Если же говорить об инфраструктуре внешней, транзитной, то помимо общей ориентации на максимально независимые маршруты предложил бы использовать саммит для того, чтобы обезопасить себя от некорректного поведения партнеров в странах, через которые проходят наши трубопроводы к потребителям, в частности в Западной Европе. Например, инициировать на саммите принятие по этой проблеме соответствующей декларации.

В политической сфере с подачи антироссийского лобби в США на саммит упорно проталкиваются вопросы ядерного “досье” Ирана, контактов Москвы с “Хамас”, отношений России с Грузией, Украиной и Молдавией, проблематика конфликтов на постсоветском пространстве. Не дает покоя американцам и восприятие Москвой ситуации в Белоруссии, “судьбы” демократии и свобода СМИ в нашей стране. В общем, набор потенциально конфликтных тем получается довольно внушительный.

Разговор о состоянии дел в России, если бы таковой состоялся, мог бы получиться долгим, вязким и полным взаимных обвинений. Возникает вопрос: нужно ли это обеим сторонам? Убежден, что попытки Запада лезть к нам со своим уставом не только необоснованны, но и контрпродуктивны. Времена, когда нас можно было поучать, безвозвратно миновали.

В то же время как руководитель крупнейшей в стране оппозиционной партии могу подтвердить, что нас также весьма беспокоят особенности демократического развития России, состояние дел со СМИ и насаждение культа партии власти. Но все это наши внутренние дела, и решать их должен прежде всего народ России, избиратели, действующие в стране общественные и политические организации, а не “добрые дяди” из-за океана.

С точки зрения партии “Родина”, членство нашей страны в G8 является по большому счету искусственным, специально созданным западными “покровителями” России в ельцинскую эпоху обстоятельством. На мой взгляд, цель такого щедрого и великодушного подарка, сделанного в свое время Москве, очевидна – иметь контролируемую, надежно привязанную к развитым странам Россию. Собственно, этим и пытаются пользоваться американские политики, чуть ли не ежегодно изобретая различные претензии к нам.

В любом случае, какие бы сюрпризы ни готовили России к саммиту ее западные партнеры, членство страны в этом клубе должно рассматриваться всеми и в России, и за ее пределами как существующая реальность. Соответственно, и отношение к нашей стране других в рамках “восьмерки” должно отвечать статусу именно партнера, имеющего равный голос.

Укреплению позиций России в “восьмерке” способствовало бы придание ее деятельности полноценного парламентского измерения. Неправильно, что широкая общественность и ее демократически избранные представители напрямую к этой работе не подключены.

Рискну нарисовать свое видение стратегии и тактики участия России в “восьмерке”. Убежден, что Москве следует оставаться в русле реальной политики, строго руководствоваться принципом взаимности, стремиться к балансу интересов. И помнить: кроме нас самих о России никто не побеспокоится. Это касается и Европы, и, естественно, США, которые остаются для нас наиболее трудным собеседником.

Отношения с Америкой находятся явно не в лучшей фазе, но о новой холодной войне все же говорить рано. Уверен, что известная речь вице-президента США Дика Чейни в Вильнюсе, содержавшая, пожалуй, сильнейший за последнее время накат на Россию, прозвучала отнюдь не случайно. На мой взгляд, это был сознательный сигнал, который у нас уловили и использовали для того, чтобы обозначить свои “красные линии”.

Президент, похоже, осознает, что “уклонение от объятий” – это единственно правильный для нас сейчас алгоритм общения с Западом. Будем надеяться, что ему хватит последовательности в неприятии иных, навязываемых нам извне подходов в выстраивании политического диалога и торгово-экономического сотрудничества России с остальными членами G8.