ВЕКТОР


До альянса далеко

Бермудскому фонду IPOC, оспаривающему у “Альфы” права на 25,1% акций третьего российского сотового оператора “Мегафон”, не удается добиваться быстрого вынесения судебных решений. В 2003 г. фонд обратился в международные суды, но лишь осенью 2004 г. арбитраж при Международной торговой палате в Женеве подтвердил обоснованность претензий IPOC на часть спорного пакета (5,7% “Мегафона”). Правда, остальные 19,4% акций IPOC приобретать не вправе – к такому выводу пришел арбитраж Цюриха в мае 2006 г. Тем временем “Альфа” получила возможность считать себя добросовестным приобретателем 25,1% “Мегафона”: в сентябре 2005 г. Восточно-Карибский суд отказался рассматривать иски IPOC к фирмам – покупателям акций. Потерпев поражение за рубежом, IPOC обратился в арбитраж Санкт-Петербурга и Ленобласти с требованием переписать на него 25,1% “Мегафона”. Но и здесь разбирательство не обещает быть быстрым. В июне, всего за несколько дней до назначенной судом даты начала рассмотрения иска, Верховный суд Бермудских Островов запретил IPOC, связанным с ним компаниям и их представителям претендовать на 25,1% “Мегафона” в любых судах, включая питерский. Представители IPOC вынуждены игнорировать судебные заседания: вчера они не явились в суд. Парадокс: нынешний владелец спорного пакета – принадлежащая “Альфе” компания “ЦТ-Мобайл” настаивает на скорейшем рассмотрении иска (ей, в отличие от IPOC, не запрещено отстаивать в суде свою позицию), а “Телекоминвест” (входящий в ту же группу, что и IPOC) и “Мегафон” просят отложить дело.

Совет директоров General Motors одобрил начало переговоров с Renault и Nissan Motor о присоединении к их альянсу. Сейчас Renault принадлежит 44% акций Nissan, а Nissan – 15% акций Renault. Руководит обеими компаниями Карлос Гон. Включить GM в альянс предложил Гону миноритарный акционер концерна – миллиардер Кирк Керкорян. Гон готов согласиться с этой идеей. Советы директоров этих компаний первыми одобрили переговоры о создании альянса. Но менеджмент американской корпорации принял предложение Керкоряна прохладно. Оно им кажется нелояльным по отношению к руководству концерна – тем более что программа гендиректора GM Ричарда Вагонера мало чем отличается от “шоковой терапии” Гона в Nissan. Чтобы спасти японскую компанию, Гон продал принадлежащие ей акции второстепенных компаний-поставщиков, взял под контроль разработку дизайна автомобилей и увеличил производство в США. Он закрыл пять заводов в Японии и сократил 21 000 рабочих мест из 150 000. Программа GM предусматривает продажу части активов, увольнение 30 000 рабочих (почти 10% персонала) и закрытие восьми заводов. Эта программа уже начала давать плоды – недавно концерн объявил, что досрочно уволиться решили 35 000 рабочих-почасовиков. Так что Вагонер имеет все основания обеспечить GM максимально комфортные условия в альянсе и относительную независимость от Гона. На это указывает и то, что совет директоров GM поручил переговоры с Nissan и Renault менеджменту компании, а не комитету при совете директоров, на чем настаивал Керкорян.

В замедленном темпе