Затянутые ряской


Можно не соглашаться с жюри, которое присудило в этот раз “Хрустальный глобус” американскому фильму “Шерри-бэби” (Sherrybaby), героиня которого после отсидки в тюрьме пытается начать новую жизнь, но все равно оказывается на дне. Ведь настоящие кошмарики ей приготовили родственники, с которыми ей предстоит жить. Бедняжка (ее играет Мэгги Гилленхаал – родная сестра того парня, который был замечен в “Горбатой горе” вместе с Хитом Леджером) срывается, снова принимается за наркотики, знакомится с цветным парнем, который вовлекает ее в пучину сомнительного. Это серьезная работа, за которую режиссер Лори Кольер удостоилась награды.

Самым сильным впечатлением на фестивале для меня был фильм “Зимний путь” (Winterreise) режиссера Ханса Штайнбихлера с участием Ханны Шигулы. Когда-то чудесная Лили Марлен у Фассбиндера, актриса теперь играет замызганную старуху, которая вдобавок ко всему еще и полуслепая. А муж совсем слетел с катушек – ему, такому романтическому и живущему в каком-то немецком урюпинске, эта серо-белая жизнь ну совсем надоела. Он хочет воздуха, и ему грезится Африка. Африка и приходит к нему домой с предложением какого-то лохотрона: дай нам свой счет, а мы тебе комиссионных дадим выше твоей урюпинской крыши. Потом, правда, выясняется, что африканцам нужно дать много тысяч евро (а это все, что было в запасе на лечение глаз Ханны Шигулы), а потом и еще. Ну тут герой, понятное дело, не выдерживает и едет в Африку за своими деньгами.

Кадры Африки – самое красивое, что есть в картине. Представьте себе пруд, покрытый ряской. Вы бросили туда камень. И после кругов на болотистом пруду ряска снова возьмет свое. Вот и герой, как камень, оказывается на африканской улице. Он один, черные разбежались по сторонам. Но камера отъезжает, и мы видим, как разноцветная ряска тел закрывает то место, где был герой. Очень эффектно и нравоучительно. Смешно, что деньги он найдет, завернет в наволочку и отдаст для лечения Ханны Шигулы. А сам пойдет умирать – не возвращаться же в немецкий урюпинск! Вот такое веселое кино показали на фестивале в Карловых Варах с хорошим титром: жизнь – это умирание, смерть – это только финальная точка.

На этом фоне русские фильмы казались жизнерадостными. Даже фильм Артема Антонова “Полумгла” (показанный в программе “Восток – Запад”), в котором пленных немцев, вступивших в неформальные отношения с бабами в деревне на поселении, все-таки ликвидируют. Но ведь до последней минуты это не ясно! А герой Штайнбихлера сразу ясно – не жилец. Томно ему и маятно.

И новый фильм Александра Рогожкина “Перегон”, участвовавший в конкурсе, тоже жизнеутверждающий, несмотря на все сложности воспроизводимого исторического периода. 43-й год, Чукотка, союзники-американцы поставляют нам самолеты. А пилоты – хорошенькие девчонки. А у нас на первый фронт эти самолеты должны перегонять хорошенькие мальчонки. Просто Штраус какой-то намечается, но, увы, задачи у художника куда более серьезные. Он еще с режимом хочет разобраться, уродующим людей. Может, бог с ним, с режимом? Может, настало время оперетт?

Карловы Вары фильм Рогожкина не отметили. Как не оценили и другой отечественный продукт – “Гарпастум” Алексея Германа-мл. (тоже из программы “Восток – Запад”). Но призы призами, а участие русских в разных секциях фестиваля было по традиции представительным.