Двойная Россия


Вчера в отеле “Ренессанс” открылась двухдневная конференция оппозиции “Другая Россия”, приуроченная к саммиту G8. В зале собрались свыше 300 участников и сотня журналистов. Первый день был посвящен нарушению прав человека. Конференция получилась представительной по количеству гостей из-за рубежа, но лидеров главных оппозиционных российских партий не было.

На трибуне выступали правозащитники с уже привычными жалобами на плачевную ситуацию с правами человека в России, журналистов больше интересовало происходящее в холле и на улице. Гостей на подходе к гостинице встречали три пикета: “Наших”, “Молодой гвардии” и Демократического союза. “Наши” устроили критическую фотовыставку лидеров оппозиции, а “молодогвардейцы”, переодевшись индейцами, говорили о том, что собравшиеся в “Ренессансе” загоняют Россию в резервацию. У входа рассредоточились национал-большевики (всего их приехало около сотни) и милиция, а за соседним зданием стояли автобусы спецслужб. “Происходящее вокруг здания впору сравнить с войсковой операцией”, – заметил один из организаторов – Александр Осовцов.

Сначала в фойе были схвачены “молодогвардейцы”, разбрасывающие листовки. Затем во время выступления посла Великобритании Энтони Брентона в зал ворвался активист Евразийского союза молодежи с криком “Слава империи!”, а чуть позже его соратник напал на Касьянова, слегка ударив его кулаком по лицу. Охранники из НБП не церемонились с оппонентами, их столкновения с “евразийцами” перерастали в избиения: численный перевес был на стороне нацболов.

Потом лимоновцы набросились на “недружественных” журналистов – от хрупкой девушки из газеты “Взгляд” в грубой форме потребовали удалиться из пресс-зала, несмотря на аккредитацию; была изгнана и попытавшаяся ее защитить корреспондентка “Ведомостей”. Охранники вытолкали их в холл. В перерыве заседания досталось самим нацболам: четверку активистов задержала милиция, при этом был избит корреспондент немецкого “Фокуса”.

Объясняя отказ ряда партий участвовать в форуме, Каспаров намекнул на водораздел между реальной оппозицией и карманной. По мнению политолога Дмитрия Бадовского, существует две оппозиции – системная и внесистемная. Во второй концентрируются те, кто не хочет или не может участвовать в выборах. Они становятся “новыми оппозиционерами”, получают монополию на апелляцию к западному общественному мнению, говорит Михаил Виноградов из центра “Prопаганда”. Уже можно говорить не о “другой”, а о “двойной России”, замечает Михаил Рогожников из Института общественного проектирования.