Служебный обман


Сергей (он просил не раскрывать его фамилию в печати) работал менеджером по работе с ключевыми клиентами в крупной телекоммуникационной компании. Проработав там полгода, он был удивлен состоянием счета: он ожидал, что к его зарплате в размере $2500 будет добавлен заработанный им бонус. Но владелец компании заявил, что он не выполнил план. По подсчетам Сергея, компания недоплатила ему более $3500. Попытка восстановить справедливость, ссылаясь на устные договоренности и электронную переписку, привела лишь к тому, что Сергея попросили освободить помещение. С того момента прошло уже больше года, и Сергей в общем доволен тем, как сложилась его судьба дальше. “Я хороший специалист, в своей области работаю уже 14 лет, – говорит он. – Новую работу нашел быстро”. На бывшего работодателя он зла не держит, того и так наказала жизнь. “Клиенты, которых я вел, весьма удивились тому, что я перестал с ними работать, и отказались продолжать отношения с моим бывшим работодателем. Если из компании уходят адекватные люди, то это же что-то значит”, – полагает он. Сергей говорит, что его уход мог стоить бывшему работодателю более $1 млн в виде неполученного контракта с крупным клиентом, который напрямую связал свое нежелание продолжать сотрудничество с отсутствием Сергея.

Ситуация, когда человек ощущает себя обманутым при виде переменной части зарплаты, не редкость. “По нашему опыту, чаще всего при приеме на работу топ-менеджеров и высококвалифицированных менеджеров среднего звена недоразумения происходят именно в связи с начислением бонусов”, – говорит Игорь Шехтерман, управляющий партнер российской хедхантинговой компании RosExpert.

С работодателями-обманщиками сталкиваются не только работники, но и рекрутеры, к которым приходят жаловаться трудоустроенные ими люди. “На прошлой неделе мне пришлось отклонить выгодное предложение крупной иностранной торговой компании, нуждающейся в персонале, – рассказывает Александр Казаков, заместитель гендиректора рекрутинговой компании Exclusive Personel. – Я им ответил, что работать с ними не намерен, потому как два года назад они нарушили контракт с нашим кандидатом”. Вопреки данным обещаниям по истечении испытательного срока сотруднику, найти которого помогло агентство Казакова, не подняли зарплату. Тот написал заявление об уходе, высказал претензии рекрутерам и потребовал найти ему новое, более надежное место работы, “где не врут”. По словам Казакова, такие ситуации в практике его компании достаточно редки: “Работников обманывали не более чем в 5% случаев при трудоустройстве”.

Но есть и более пессимистичные оценки. “Каждый третий работник может сказать, что работодатели не в полной мере сдерживали свои обещания, данные при приеме на работу”, – утверждает Галина Мельникова, управляющий партнер консалтинговой компании HR-Partners. Правда, по ее мнению, в большинстве случаев речь идет скорее о непонимании сторон, а не о прямом обмане. За обещания работники могут принимать рассказ о вероятных, но не гарантированных перспективах.

Кроме того, отмечает Мельникова, работодатели склонны говорить о положении компании на рынке и атмосфере в коллективе в радужных тонах, скрывая, что у роз бывают шипы. И соискатели, ставшие сотрудниками, тоже могут считать такое поведение умышленным обманом. “В той или иной степени людей вводят в заблуждение при приеме на работу примерно в 40% случаев”,– считает Григорий Добрыднев, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании “Евро-Консалт”.

Почему работодатели так поступают? Объяснение, говорит Наталья Скуратовская, управляющий партнер консалтинговой компании Vivactiv, состоит в том, что перед ними стоит задача закрыть позицию, найти человека, который бы согласился выполнять определенные обязанности в рамках определенной суммы. И сделать это надо как можно быстрее, поэтому они и за ценой, выраженной в деньгах или перспективах, не постоят, говорит она.

Добрыднев из “Евро-Консалта” считает, что предохранителем, который снижает количество невыполняемых обещаний, может служить репутация компании на рынке труда. “Если из компании постоянно уходят сотрудники, которые считают, что их обманули – и не важно, справедливо они так считают или нет, – то через пять лет в нее просто никто адекватный не пойдет работать”, – говорит он.

Тем более что все меньше работников склонны прощать работодателям действия, которые можно трактовать как обман, замечает Скуратовская из Vivactiv. “Теперь для специалиста не такой уж большой грех иметь в резюме место работы, на котором он продержался не более полугода, на это смотрят с пониманием”, – говорит она. По наблюдениям Скуратовской, кадровый голод привел к тому, что если раньше при недовольстве “бросить заявление об уходе в лицо” был готов один из 30, то теперь так не боится поступить каждый десятый.

Парадоксально, но, если работодатель излишне щепетилен и осторожен в переговорах и скупится на обещания, это тоже может ему повредить. Казаков из Exclusive Personel рассказывает о нынешнем его клиенте, японской компании, которая ищет менеджера по продажам. Он нашел им подходящего кандидата, однако после пяти раундов переговоров тот отказался их продолжать, поскольку ему “не дали ни одного конкретного обещания по условиям будущей работы”.

Добрыднев из “Евро-Консалта” считает тем не менее, что окончательно обман (или обманутые ожидания) из трудовых отношений не исчезнут: “Услышав негативные отзывы о компании, специалисты, прежде всего молодые, часто готовы предложить ей свои услуги в надежде “авось мне повезет”. К тому же, говорит он, проверить чистоплотность работодателя работнику гораздо сложнее, чем работодателю – работника. У компании для этого есть службы безопасности и агенты-рекрутеры, а у работника – только “сарафанное радио”.

А чтобы избежать непонимания, Анна Сурилова, юрисконсульт рекрутинговой компании “Анкор”, советует настаивать на том, чтобы любые мелочи были зафиксированы в трудовом договоре. “Верить нужно только тому, что имеет юридическую форму, – за все остальное работодатель ответственности не несет”, – полагает она.