TUI войдет в семью


О том, что владельцы “Капитал тур” готовятся продать долю в собственной компании, “Ведомостям” рассказали сразу несколько участников рынка. По данным топ-менеджера крупной московской фирмы, речь идет о продаже “чуть более 50% долей компании”. Инна Бельтюкова, генеральный директор “Капитал тур”, факт переговоров не отрицает. “Мы обсуждаем эту тему с несколькими российскими и иностранными компаниями, в том числе и немецкой TUI”, – сообщила она. Вчера официальный представитель TUI Карин Рифаат комментировать ситуацию не стала. Но о готовящейся сделке слышал Рабсон Мамедов, гендиректор TUI Mostravel Russia (TMR). Переговоры ведутся уже несколько месяцев, утверждает он, к тому же, по словам Мамедова, TMR направила в головной офис TUI заявление, согласно которому “не будет возражать против покупки этого многопрофильного туроператора”. Детали и сумму сделки стороны не раскрывают. Однако источник, знакомый с ходом переговоров, говорит, что Бельтюкова рассчитывает получить от продажи доли в компании не менее $20 млн. “TUI изначально хотела создать холдинг из пяти крупнейших российских компаний”, – рассуждает Дмитрий Горин, гендиректор “Инна тур”. По его словам, у Инны Бельтюковой есть большой опыт ведения переговоров с TUI – будучи совладелицей “Инна тур”, она готовилась подписать договор продажи доли в компании, однако группа “Гута” наложила вето на сделку, сумма которой составила бы $12 млн.

Присматриваться к российскому рынку представители TUI начали в 2003 г. Тогда топ-менеджеры крупных российских операторов – “Туральянса”, “Невы” и “Инна тур” – утверждали, что вели переговоры с TUI о продаже доли в компаниях. Уже 2004 г. немецкий концерн и российский туроператор “Мострэвел” создали совместное предприятие – TUI Mostravel Russia (TMR), в котором европейской компании принадлежит 34% акций с правом увеличения доли до 51% в 2006–2007 гг. Остальные акции у менеджеров “Мострэвел”. После создания СП TUI рассчитывала, что в 2005 г. услугами нового предприятия воспользуются 200 000 клиентов, а его объем продаж составит $100 млн. А к 2007 г. число клиентов должно увеличиться до 300 000, доход же вырастет до $160 млн. “Сейчас СП работает лучше, чем мы ожидали”, – утверждает Мамедов. Следующей покупкой TUI в России стала одна из крупнейших туркомпаний Санкт-Петербурга – “Ривьера”. В конце 2005 г. TUI Mostravel Russia получила опцион на покупку 51% акций “Ривьеры” в течение четырех лет. По договору TMR также имеет возможность увеличить свой пакет до 74%, а оставшиеся 26% владельцы компании хотели бы сохранить. Участники рынка оценили “Ривьеру” в $3–5 млн.

Участники рынка считают будущий альянс выгодным обеим сторонам. Менеджер крупной российской турфирмы предполагает, что, пользуясь финансовыми ресурсами TUI, “Капитал тур” сможет выкупать места в отелях более чем за полгода, тогда как российские компании – максимум за три месяца. Только за счет этого “Капитал тур” сможет выиграть на продаже отелей в России не менее 25%, рассуждает собеседник “Ведомостей”. А ведь TUI также обладает собственной сетью отелей по всему миру и даже парком самолетов. TUI же, в свою очередь, получит готовый продукт – многопрофильного туроператора, специализирующегося практически на всех массовых направлениях, корпоративном и индивидуальном туризме.