“Чудодом” идет на запад


Сеть вышла за пределы Сибири еще в апреле, когда “Чудодом” открылся в казанском ТЦ “Мега”. В сентябре планируется открытие второго магазина в Казани (в ТЦ “Тандем”), в декабре – в Екатеринбурге, в декабре-январе – в Оренбурге (ТЦ “Кит”) и Ярославле (ТЦ “Вернисаж”), рассказал “Ведомостям” гендиректор и совладелец “Компонентов бизнеса” Михаил Кокорич. “В этих городах больше качественных торговых площадей, чем в Новосибирске, – объясняет он движение сети на запад. – Зачастую они более доступны. Так, открытие магазина в Казани нам обошлось в два раза дешевле, чем аналогичный проект в Новосибирске”. Инвестиции в один магазин Кокорич оценивает приблизительно в $1 млн. “Чудодом” изначально использовал “веерную” стратегию развития: открывая магазины в новых крупных городах, не ставил во главу угла завоевание как можно большей доли рынка – объясняет Кокорич. – Это связано с дефицитом привлекательных торговых площадок”. Кокорич не исключает открытия новых магазинов в Барнауле и Новосибирске, но говорит, что это “не вопрос текущего года”. “Компоненты бизнеса” планируют занять около 10% рынка товаров для дома в каждом новом для себя городе в течение года. Маркетинговые затраты (преимущественно на BTL-акции) Кокорич оценивает в 3–5% от выручки магазина.

Конкуренты неоднозначно оценивают планы “Чудодома”. Гендиректор питерской сети “Санта Хаус”, работающей в формате “все для дома” (DIY), Тигран Гукасян считает выход “Чудодома” за Урал перспективным. Сейчас в Казани, Оренбурге и Ярославле нет сильных игроков. Пока эти города не заняли федеральные сети формата DIY, “Чудодом” будет выглядеть там самым профессиональным игроком. Гукасян говорит, что главное для сибирской компании – завоевать лояльность потребителей, тогда в дальнейшем отток клиентов в мощные сети, которые обязательно появятся на локальных рынках, будет менее масштабным. “Санта Хаус” в 2007 г. намерен выйти на рынки Казани, Самары и Тольятти. Магазины “Санта Хаус” разместятся на площадях около 5000 кв. м и будут предлагать 30 000 наименований товаров, сообщил Гукасян.

“Чудодом” может сосуществовать в крупных городах с федеральными операторами, которые уже выходят в регионы, говорит директор по развитию московской сети магазинов для дома “Хоум центр” Виктор Гайбадуллин. Но более успешной будет работа “Чудодома” в городах с населением не более 500 000, потому что требования к торговым центрам там более низкие, добавляет он. “Именно в таких городах новосибирский оператор мог бы создать свою нишу”, – говорит Гайбадуллин. “Хоум центр” уже приступил к строительству торгового центра в Ярославле, который будет открыт в начале 2007 г. Гайбадуллин рассказал, что компании интересны все крупные российские города, особенно до Урала, и постепенно “Хоум центр” намерен их осваивать.

Директор управления розничной сети “Старик Хоттабыч” Евгений Булатов полагает, что ставка на “веерный” путь развития неоправданна. “Выходя в регионы, мы открываем не только по одному магазину в разных городах, но и несколько магазинов в городе, покрывая потребности различных групп населения, – говорит Булатов. – Нужно учитывать специфику клиентской аудитории каждого региона”.

А коммерческий директор “Посуда-центра” (два магазина в Новосибирске и по одному – в Омске и Красноярске) Алексей Надеин считает, что “Чудодом” выбрал неудачное время для открытия в Казани. “Товары для дома лучше всего продаются в ноябре, а “Чудодом” открылся в межсезонье, – говорит Надеин. – Скорее всего, компания не получила запланированной отдачи в Казани”. Надеин рассказал, что “Посуда-центр” планирует в ближайшие восемь месяцев открыть еще четыре магазина в Сибири, за Урал компания выходить пока не собирается. “Перспективы развития есть пока и в Сибири”, – считает Надеин.

Аналитик ИФК “Метрополь” Михаил Красноперов полагает, что занять 10%-ную долю рынка города с одним магазином маловероятно даже в условиях его ненасыщенности. “Маркетинговые затраты вполне адекватны и помогут информировать покупателей о бренде, – говорит эксперт. – Но проблемой для “Компонентов бизнеса” могут стать возросшие расходы на логистику и управление”.