ИНТЕРВЬЮ: Азиз Булгу, генеральный директор компании Migros


– В прошлом году мы активно занимались развитием нашей сети. Открытие многих крупных магазинов пришлось на конец 2005 г., поэтому в показателях прошлого года эти магазины не отражены. Но уже в I квартале 2006 г. я вижу рост выручки примерно на 19%. В этом году мы планируем открыть крупнейший торговый центр нашей сети в Москве, на проспекте Вернадского, площадью около 130 000 кв. м.

Когда в 1997 г. в Москве открылся первый магазин “Рамстор”, он стал своеобразной сенсацией – огромный супермаркет с бесчисленными полками товаров по невысоким ценам привлекал покупателей из всех районов столицы, хотя и располагался далеко от центра. Спустя 10 лет слава “Рамсторов” поутихла – столичные потребители имеют возможность выбирать место для шопинга среди десятков гипермаркетов, супермаркетов, моллов и гипермоллов, построенных как российскими, так и иностранными инвесторами. Конкуренты стали даже поговаривать о том, что “Рамсторы” вот-вот будут проданы. Но турецкие владельцы сети не намерены сдаваться: в ближайшие четыре года они хотят вложить в ее развитие около $900 млн, сделав ставку, как, впрочем, и их конкуренты, на экспансию в российские регионы.

Для турецкой Migros, владеющей 50% акций компании “Рамэнка”, которая управляет “Рамсторами”, эта экспансия остается пока главным зарубежным проектом. В выручке крупнейшего ритейлера Турции доля российских “Рамсторов” уже превышает 10%, а успехи бывшего гендиректора “Рамэнки” Азиза Булгу были оценены акционерами полтора года назад, когда ему поручили руководство всей Migros. В интервью “Ведомостям” Булгу рассказал, когда “Рамэнка” начнет покупать мелкие региональные сети в России, могут ли акции компании появиться на фондовом рынке, и назвал главные особенности российского розничного рынка.

“Мы собираемся открывать по 40–50 магазинов в год”

– Ваши коллеги в России с удовольствием говорят о том, что сеть “Рамстор” переживает не лучшие времена, что развитие вашего розничного бизнеса затормозилось из-за усиления конкуренции со стороны местных игроков и появления международных сетей вроде Metro Group и Auchan. А вы довольны тем, как развивается бизнес Migros в России?

– Конкуренция – вся наша жизнь. Migros в Турции тоже конкурирует и с местными, и с транснациональными сетями. Тут есть и Tesco, и Carrefour. В России игроков еще больше, рынок у вас очень разрознен. Но при этом он растет очень быстрыми темпами, все игроки быстро развиваются. Доля организованного ритейла все еще значительно ниже, чем в западных странах, так что потенциал для роста большой. “Рамстор” одним из первых пришел на российский рынок и предложил покупателям новый формат торговли. Так что мы никогда не боялись конкуренции.

– Вы можете подтвердить свои слова цифрами?

– В этом году выручка “Рамэнки” составит не менее $830 млн. Это значит, что рост составит около 40%. В прошлом году этот показатель равнялся примерно 12%. А к 2010 г. мы планируем достичь оборота более $2 млрд.

– За счет чего вы сможете достичь такого роста?

– Сколько “Рамэнка” собирается инвестировать в российский бизнес в ближайшие годы?

– С 2005 до 2007 г. объем инвестиций запланирован на уровне $450 млн, а в 2008–2010 гг. – еще около $500 млн. Из этих сумм 60% составят собственные средства компании, остальные будут заемными.

– Как вы сейчас оцениваете свою позицию на российском рынке?

– Я думаю, что мы очень сильный игрок на рынке супермаркетов и моллов. Мы довольны своими результатами и именно поэтому собираемся инвестировать в развитие своей сети в России, активно развивать нашу сеть в регионах. Сейчас мы представлены в 11 городах, и эту цифру мы хотим увеличивать. Уже с 2006 г. доля дохода от региональных магазинов существенно повысится. Конкуренция растет, но нас это не пугает, так как у нас, во-первых, уже есть хорошая доля рынка, а во-вторых, у нас есть большое число лояльных потребителей, которые нас любят и знают.

– Что кроме агрессивного роста в регионах вы собираетесь предпринять, чтобы удвоить свой оборот за четыре года?

– Мы собираемся открывать 40–50 магазинов в год, 4–5 из которых будут нашими собственными моллами. Уже к 2007 г. доля московских продаж будет меньше 50%, остальные продажи будут региональными. Мы уже приобрели довольно много земельных участков для строительства и в Москве, и в регионах. Кроме того, в дальнейшем мы рассматриваем возможность покупки небольших местных сетей в регионах.

– Насколько конкретно это желание?

– Пока конкретных планов нет. Мы хотим завершить один цикл развития – открыть торговые объекты на тех участках, которые у нас уже есть, а потом сможем рассмотреть предложения о покупках.

“Торговые сети в России продаются по завышенной цене”

– Про российских ритейлеров уже сейчас говорят, что они просят за свои сети слишком дорого.

– У всего есть своя цена. Все зависит от того, за сколько продавец готов продать, а покупатель – купить. Действительно, сейчас некоторые торговые сети в России продаются по завышенной цене, и в целом коэффициенты на российском рынке довольно высоки. Например, сделка “Пятерочки” и “Перекрестка” проходит из расчета 15 EBITDA, а в мире приняты коэффициенты 8–9 EBITDA. Конечно, в перспективе цены будут снижаться.

– Вы будете ждать этого снижения или готовы платить дорого?

– Пока мы ждем окончания нашего собственного инвестиционного цикла. А покупки будем делать тогда, когда для этого будет хорошая возможность. Например, в Турции у Migros появилась хорошая возможность купить сеть Tansas, и мы ею воспользовались. Ритейл идет по пути консолидации, крупные компании поглощают более мелкие на локальных рынках – это общемировая тенденция. Поэтому такие возможности на разных рынках периодически возникают, и мы готовы их рассматривать.

– “Седьмой континент” весной выкупил у компании Global USA помещения, в которых находятся несколько магазинов “Рамстор”. Это подогрело слухи о возможной продаже вашего российского бизнеса “Седьмому континенту”. Возможно ли это?

– У нас нет никаких планов продажи. Переговоров с “Седьмым континентом” об этом никогда не было. У Global USA есть семь магазинов, но сделка “Седьмого континента” касалась трех из них. По каждому помещению у нас есть длительный договор аренды, и мы продолжаем работать в этих помещениях.

– Есть ли у вас еще крупные сетевые соглашения, аналогичные тем, что были с Global USA?

– Нет, это было единственное сетевое соглашение.

– “Седьмой континент” когда-нибудь обращался к вам с предложениями о каком-либо сотрудничестве?

– Нет, никогда.

– То есть для подобных слухов нет вообще никаких оснований?

– Нет. Рынок развивается, возможны самые разные предположения, но оснований для подобных слухов нет и никогда не было. “Рамстор” не планирует никому продаваться и ни с кем сливаться.

– А с Wal-Mart у вас переговоров не было?

– У нас был своего рода обмен мнениями с Wal-Mart, но он совершенно не касался продажи “Рамстора”. Это даже не обсуждалось. Я считаю, это нормально, когда мы смотрим их магазины, а они приезжают к нам. Это обычная практика во всем мире, всегда идет какое-то общение.

– Как вы думаете, почему Wal-Mart до сих пор не работает в России?

– Я не знаю! (Смеется.) Российский рынок довольно сложный. Может быть, они приглядываются?

– В прессе сообщалось, что вплоть до весны 2005 г. ваша материнская компания Koc Holding вела переговоры c Wal-Mart по поводу возможной продажи Migros. Почему вдруг у вашего акционера возникло желание избавиться от розничного бизнеса?

– Нет. Ритейл – одно из приоритетных направлений бизнеса для Koc Holding вместе с автопромышленностью, товарами длительного пользования, финансами и энергетикой. Это направление наиболее полно отвечает девизу холдинга быть ближе к потребителю.

– А ваш партнер в “Рамэнке”, строительная компания Enka, не собирается продавать свою долю?

– Оба акционера очень довольны работой компании. Они заинтересованы в российском рынке, намерены укреплять свои позиции тут. И так как мы являемся давними и надежными партнерами, мы хотим делать это вместе. Так что ничего не должно измениться. Enka успешно занимается строительством офисных зданий в России. К тому же у Koc Holding кроме розничного бизнеса есть и другие направления, которые он развивает в России: Arcelik в этом году планирует открыть завод по производству бытовой техники Beko под Киржачом и в этом же году собирается начать производство телевизоров в России. Кроме того, одна из “дочек” Koc Holding – Tofas вместе с “Северсталью” собирается с 2007 г. производить в России коммерческие автомобили Doblo Fiat.

– Есть ли у Koc Holding другие инвестиционные проекты в России?

– Нет, только эти три. Но при этом мощности завода Arcelik по производству холодильников и стиральных машин будут составлять до 900 000 товарных единиц.

“Разница между российским и западным ритейлом огромна”

– Московское правительство раньше очень хорошо относилось к “Рамэнке”, которая стала первым иностранным инвестором в столичном ритейле. А как складываются отношения сейчас, когда чиновники уже избалованы вниманием международных сетей?

– У нас были и остаются хорошие отношения с московскими властями. Мэр Москвы поддерживает наши проекты и очень открыт к нам. Но это взаимный процесс: мы законопослушные налогоплательщики и действуем полностью в рамках российского законодательства. Это выгодно для московских властей. Позитивную роль сыграло то, что во время кризиса 1998 г. мы продолжали инвестиции в развитие сети и активно поддерживали местных производителей, даже если они испытывали трудности. Это нашло положительный отклик у московского правительства. Сейчас, когда я приезжаю в Москву, я вижу много местных товаров на полках “Рамсторов”. А получение земельных участков зависит не только от отношений с властями, но и от общей ситуации на рынке. Город насыщен, и хороших свободных участков осталось объективно мало.

– А в регионах выбирать участки легко?

– Хорошее месторасположение – одна из основных составляющих успеха розничной сети. Борьба за выгодные участки – главный элемент конкуренции между сетевыми операторами, особенно на развитых рынках. В регионах участки получать легче, чем в Москве, конкуренция там ниже. Но и в регионах мы уже ощущаем конкуренцию за хорошие участки.

– Сколько процентов помещений своих магазинов вы арендуете, а сколькими владеете?

– 60% магазинов располагаются на арендованных площадках. Купить каждый участок, который нам нравится, не представляется возможным. Но если это хорошее место, мы его арендуем.

– Участники российского розничного рынка считают, что значительную долю выручки “Рамстору” обеспечивают операции с недвижимостью и платежи от арендаторов ваших торговых центров, а доля розничных операций постепенно снижается. Это правда?

– Доходы от арендаторов составляют около 8% общего оборота. У нас агрессивные планы по открытию собственных супермаркетов, так что в ближайшее время эта цифра может даже несколько снизиться. Я думаю, к 2010 г. она будет составлять примерно 5%, т. е. доходы от аренды к тому времени будут составлять $100 млн.

– В Турции у Migros есть не только супермаркеты и гипермаркеты, но и магазины других форматов. Вы планируете выводить их на российский рынок?

– Migros в Турции – мультиформатный игрок, располагающий супермаркетами, гипермаркетами, дискаунтерами, занимающийся оптовыми продажами и онлайн-торговлей. Магазины премиум-сегмента Macro Center достались нам при покупке сети Tansas – сейчас у нас таких магазинов всего восемь. Что касается России, то у нас пока нет планов развивать другие форматы. В России все магазины будут работать под единым брендом “Рамстор”. Но, возможно, в будущем мы будем более пристально изучать ситуацию и открывать магазины премиум-сегмента или, наоборот, дискаунтеры.

– Вы давно работаете на российском рынке. В чем, на ваш взгляд, главные отличия российского розничного рынка от турецкого, например?

– Разница между российским и западным ритейлом огромна. У вас по-прежнему очень много открытых рынков, много традиционных магазинов типа “гастроном” и очень много киосков. Открытыми рынками российский рынок похож на турецкий – тут рынки тоже очень популярны. Но киосков нет ни в Турции, ни в Европе. В России покупатели предпочитают расплачиваться наличными, тогда как в Турции преимущество отдается кредитным картам. Расходы на продукты питания составляют большую часть бюджета семьи в России, чем в Турции.

Сейчас Россия – один из самых быстрорастущих рынков с благоприятным макроэкономическим климатом, что ведет к быстрому росту доходов населения. Как и в Турции, рынок достаточно фрагментирован. Но в России эта фрагментированность еще более ярко выражена за счет большой площади страны. Все продуктовые сети сейчас нацелены на увеличение количества торговых объектов, что подтверждается количеством вновь открываемых магазинов и активным выходом на региональные рынки.

В Турции представлено большее количество крупных международных игроков, и у них более богатый опыт работы на турецком рынке: Metro пришла в Турцию в 1990 г., Carrefour – в 1993 г., а Tesco – в 2004 г. А в России пока представлены лишь Metro, Auchan и Billa, которые вышли на рынок в течение последних пяти лет.

“Место, время и мотивы”

– Российские ритейлеры часто жалуются, что государство слишком слабо защищает их от иностранных конкурентов. Есть ли практика государственной поддержки национальных сетей в Турции?

– Нет никакой разницы, местный ты игрок или транснациональный. Как и в России, конкурентные условия у нас одинаковы для всех. Никаких преференций нет.

– Насколько успешен бизнес Migros за рубежом?

– У Migros есть подразделения в Казахстане, Азербайджане, Болгарии и Македонии. На Россию приходится 76% всего зарубежного оборота сети. Мы планируем развивать сеть в Казахстане – там у нас уже есть пять магазинов, и до конца этого года мы планируем открыть еще три. Это достаточно перспективный рынок для нас. В прошлом году мы открыли собственный торговый центр в Македонии – он действует очень успешно. У нас есть несколько магазинов в Азербайджане, но это не очень большой рынок. В каждой из этих стран, за исключением Болгарии, мы являемся лидерами рынка с очень серьезным размером прибыли, несмотря на то что эти рынки меньше российского. В начале следующего года планируем выйти на Украину и, возможно, освоить рынок Сирии.

– Акции Migros котируются на Стамбульской фондовой бирже. А почему вы не выводите на биржу “Рамэнку”?

– Для выхода на биржу очень важны три фактора – место, время и мотивы. Мы не рассматриваем эту возможность до тех пор, пока обороты “Рамэнки” не достигнут отметки в $1 млрд. С другой стороны, Migros сама по себе является надежным каналом для привлечения новых инвесторов с минимальным риском. Кроме того, очень важно внимательно оценить все последствия выхода “Рамэнки” на биржу для Migros, подсчитать, как это может отразиться на котировках нашей компании на Стамбульской бирже.