На первый взгляд


Несколько лет назад, оказавшись на собеседовании лицом к лицу с менеджером по персоналу крупной рекламной компании, студентка выпускного курса МГИМО Елена Першуткина почувствовала себя неловко. “Разговор явно не клеился, – вспоминает она. – Мой собеседник то и дело бросал суровые взгляды на мои инкрустированные бриллиантами Longines”. Эти часы потенциального работодателя очень смущали: они были в несколько раз дороже, чем его собственный хронометр. Чтобы не раздражать собеседника, Першуткина перевернула часы циферблатом вниз: “Не могла же я ему прямо сказать, мол, хватит меня разглядывать. Ничего предосудительного в этом предмете нет – это подарок моего отца”. Он подарил ей их в связи с успешной сдачей важного экзамена.

После собеседования Першуткину взяли на работу. Стажером с зарплатой $300. Получив нужный ей опыт, она ушла из этой компании, открыв собственное дело. Но урок Першуткина выучила. “Я поняла, что, приезжая на любые переговоры, лучше не надевать дорогие вещи, а машину парковать подальше от любопытных глаз”, – сделала она выводы.

На собеседовании при приеме на работу предметы роскоши – бриллианты, массивные дорогие кольца и серьги, любая яркая бижутерия – смотрятся по меньшей мере странно, размышляет Татьяна Галкова, вице-президент исследовательского холдинга Romir Monitoring. “Работодателя это может навести на мысль, что кандидат больше внимания уделяет не делу, а собственной персоне”, – говорит она. Галкова знает, о чем говорит, – в эти дни Romir озабочен подбором специалиста на должность руководителя одного из департаментов. “Вчера к нам пришла на собеседование женщина, которая сразу произвела на меня положительное впечатление своим внешним видом, – делится впечатлением Галкова. – Разумеется, я не склонна делать скоропалительные выводы о человеке по одежке, но ряд деталей ее одежды не мог не привлечь мое внимание и не вызвать уважения. Дело даже не в том, что женщина была одета строго, по-деловому и в ее гардеробе отсутствовали какие бы то ни было вызывающие аксессуары. Несмотря на московскую жару, она надела чулки, чтобы не обнажать ноги”. Галкова советует, устраиваясь на работу, не полениться и поинтересоваться традициями дресс-кода компании, дабы избежать недоразумений. По ее прежнему опыту работы, в российской банковской сфере отношение к дресс-коду даже строже, чем в Европе, а в компаниях, где самое важное – креатив, взглянув на парня в костюме, не поверят, что он способен быть инициативным и принимать нетривиальные решения. “В нашей компании вообще не важно, как человек одевается, – утверждает Диана Кузьмина, HR-менеджер дизайнерского бюро “Студия Артемия Лебедева”. – Это его личное дело. У нас смотрят на то, как сотрудник себя проявляет в деле”.

И все же существуют универсальные правила в одежде для всех соискателей работы. “Главное условие дресс-кода на собеседовании при приеме на работу – это аккуратный внешний вид”, – считает Иван Кузнецов, старший консультант по персоналу рекрутинговой компании “Планета кадров”. При этом важно, чтобы цена костюма соответствовала окладу, на который данный специалист претендует. То есть если костюм будет дешевым, кандидату вряд ли поверят, что он занимал ранее высокую должность, если же слишком дорогим, возникнет вопрос, каким образом у человека появились деньги при относительно невысокой оплате его прежней должности.

За примерами далеко ходить не надо. “Недавно мы предложили представительству крупной иностранной торговой сети менеджера на должность руководителя строительного проекта, – рассказывает Павел Беленко, старший партнер консалтинговой группы “Имикор”. – Но HR-менеджер компании отклонила кандидата после первого же взгляда на его одежду, мол, для специалиста нужной квалификации и опыта он одет слишком дешево”. Хедхантеры настояли, чтобы кандидат встретился с руководством компании, объяснив, что одевается бедно, потому как все деньги тратит на лечение больной супруги. И соискателя приняли. Приняли вовсе не потому, что ему купили дорогой костюм, который, к слову, был мешковат и смотрелся на нем смешно. Как только он стал рассказывать руководству о своих прежних проектах – все поняли, что это специалист высокого класса и оценка его способностей, сделанная HR-менеджером по “одежке”, была неверной.