Неправильные выпускники


Вузы не поставляют бизнесу готовой рабочей силы, выяснили социологи. Сильнее всего неудовлетворенность недавними студентами в секторе деловых услуг (финансы, консалтинг) – здесь считают нужным переучивать 43–54% нанятых выпускников. Промышленникам приходится переподготавливать 24–38% выпускников. А лучше всего вузы готовят строителей и транспортников. Примерно две трети компаний доверяют переподготовку новичков учебным центрам и курсам повышения квалификации, около трети занимаются обучением сами. От сотрудничества с вузами отказывается все больше предприятий, отмечает социолог “Левада-центра” Марина Красильникова.

Система образования деградирует: выпускники не могут выражать свои мысли, у них нет коммуникативных навыков, сокрушается директор Института корпоративного развития ГК “Ренова” Олег Алексеев. Они не могут написать служебную записку, проанализировать данные, правильно составить отчет, добавляет директор по персоналу Инвестсбербанка Роман Дусенко. И английский язык многие знают плохо, говорит Руслан Ильясов, директор по персоналу “Alcoa-Россия”. “Бывшие студенты – это чистый лист бумаги”, – резюмирует замгендиректора УК “Уралсиб” Александра Водовозова.

Слабая работа вузов подрывает позиции выпускников на рынке труда. “Мы берем выпускников на работу крайне редко и в основном на технические позиции – помощников, секретарей”, – говорит Алексеев. Так же поступает и президент инвестгруппы “Атон” Евгений Юрьев: “В нашем деле необходимы полностью готовые, квалифицированные сотрудники, прошедшие специальную практическую подготовку”. Работодатель теряет на зарплате, социальном пакете и содержании рабочего места, но от новичков первые три месяца никакой пользы нет, отмечает Водовозова.

Таких специалистов вузы не выпускают – их проще вырастить, чем найти, говорит Водовозова. Многие компании начинают обучение будущих сотрудников со студенческой скамьи. С 2005 г. старшекурсники (в основном специалисты инженерно-технического профиля) проходят оплачиваемую практику на заводах “Суала”, рассказывает Михаил Степанько, вице-президент по кадровой и социальной политике “Суал-Холдинга”. Организует подобные стажировки и “Alcoa-Россия”, студенты получают 3000 руб. в месяц, говорит Ильясов. Студенты пробуют себя, приобретают первоначальные навыки, а предприятие платит минимальную зарплату и растит кадры, резюмирует Водовозова. Четверть прошедших стажировку в “Суале” студентов получили предложение о работе, рассказывает Степанько.

Стажировками компании не ограничиваются, они проводят для новичков короткие тренинги – как правило, две недели. Потом обучение новичков ложится на плечи более опытных коллег-руководителей, отмечает Алексеев из “Реновы”, а чтобы стать хорошим специалистом, надо “ходить в учениках” два года. Система наставничества минимизирует затраты на переобучение, которое проходит без отрыва от производства, отмечает Степанько. Правда, некоторые компании, как Инвестсбербанк, доплачивают руководителям-наставникам.

С вузами работают немногие. “Суал” в 2005–2006 гг. направил примерно 170 млн руб. на работу со студентами и выпускниками. Это порядка 5,5% социальных затрат холдинга. Значительная часть средств идет 23 учебным заведениям, над которыми “Суал” взял “шефство”, рассказывает Степанько. Оплачивается приобретение компьютеров, печать методической литературы, проведение научных конференций, организация олимпиад.

Потребности в конкретных специалистах меняются с каждым годом, отмечает ректор Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Артем Аджемов. У вуза есть договор по целевой подготовке студентов для МГТС, а стратегию обучения в МТУСИ вырабатывает попечительский совет, куда входят ведущие телекоммуникационные компании, рассказывает Аджемов.