Смольный строит антисеть


Мысль о создании сети магазинов “у дома”, которые торговали бы продукцией местных молочных и хлебозаводов, впервые была высказана Валентиной Матвиенко в апреле этого года. Тогда она обещала компаниям, которые возьмутся за развитие сети и управление магазинами, льготы по аренде. Постановление правительства, в котором будут прописаны параметры и условия создания сети магазинов шаговой доступности, может появиться в сентябре этого года, рассказал на вчерашней пресс-конференции зампред Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга Николай Архипов.

По словам Архипова, речь идет о магазинах, которые будут торговать товарами первой необходимости, преимущественно продуктами и хозтоварами. Эти товары должны быть произведены в Петербурге и не подлежать акцизному учету. От общего бренда, в качестве которого рассматривалось название “Магазины у дома”, решено отказаться, так как это может повлечь дополнительные расходы, говорит Архипов. Магазины площадью до 150 кв. м должны располагаться в 10 минутах ходьбы от остановки общественного транспорта или жилых домов, уточнил он. КУГИ и Комитет по градостроительству и архитектуре петербургской администрации разрабатывают адресный перечень примерно из 200 лотов, которые будут закреплены за этой программой в сентябрьском постановлении. После этого администрация планирует объявить конкурс на строительство магазинов на данных участках.

Концепция готовилась совместно с представителями малого бизнеса. Как заявил “Ведомостям” председатель Общественного совета по малому предпринимательству Сергей Федоров, из предложений совета в концепцию попало положение о максимальном сроке аренды предоставленной земли, который составит до девяти лет. Такой договор не требует заключения инвестиционного соглашения с городом и позволит не допустить к проекту крупных сетевых ритейлеров.

По данным КЭРППиТ, на 1 января 2006 г. в городе насчитывалось 11 000 предприятий розничной торговли, прирост за 2005 г. составил 700 единиц.

Региональный руководитель службы маркетинга и рекламы сети магазинов “Квартал” группы компаний “Виктория” в Петербурге (29 магазинов) Дмитрий Клюйков говорит, что, если власти города реально будут поддерживать предпринимателей, которые примут участие в программе, у проекта есть шансы на успех. Среди необходимых преференций Клюйков называет предоставление существенных налоговых льгот, преференции по арендной плате и коммунальным платежам. “Если же помощь будет незначительной, то при заявленных условиях экономический эффект от работы этих “полумагазинов” будет скорее отрицательным”, – считает Клюйков.

А директор петербургского филиала сети “Перекресток” Александр Скобелев говорит, что в таком виде проект носит чисто социальный характер и не представляет конкурентной опасности для сетевых игроков.

“Такие магазины станут хорошим подспорьем для малоимущих семей, которым приходится рассчитывать на минимальный набор продуктов, – поясняет Скобелев. – Однако на особые обороты на 150 кв. м без алкоголя и сигарет рассчитывать не придется. Для того чтобы создать экономически эффективную модель, нужно построить вторую “Пятерочку” или “Дикси”.

В пресс-службе “Седьмого континента” осторожно оценивают перспективу сети: “Все будет зависеть от цен, ассортимента и качества продуктов”.

Клюйков также считает, что до конкуренции с крупными сетями дело может не дойти. Если эти магазины предложат производителям более выгодные условия, чем у сетевых магазинов, то у тех есть реальные шансы рассориться с крупными сетевиками. “Не думаю, что производителей может заинтересовать такая перспектива, – считает он. – Если же полки этих социальных магазинов будут заполнены никому не известными нераскрученными товарами, то спрос на такую продукцию будет минимальным”.