ВОСЬМЕРКА: Столкновение культур


Саммиты “восьмерки” порождают огромные ожидания (и огромные расходы), но приносят мизерные результаты. Первый саммит, в котором мне удалось принять участие, проходил в 1993 г. в Токио. Его освещали 12 000 корреспондентов, в основном фотокорреспондентов, оккупировавших специальные трибуны у отелей и мест проведения заседаний. За порядком следили 20 000 полицейских. Кухня была отменная, но никто не вспомнит сейчас, каков был результат переговоров. Неапольский саммит 1994 г. запомнился благодаря двум вещам. Во-первых, тем, что лидеры пустились в дискуссию о необходимости реформировать ООН и другие международные институты, что заставило побледнеть министров иностранных дел (находившихся вне зала заседаний), поскольку сценарием встречи эта тема не предполагалась. Во-вторых, прибытием президента Ельцина и его молодых министров, облаченных в смокинги. Встреча в Галифаксе в 1996 г. была весьма дружелюбной и неформальной, но оказалась омрачена событиями в Боснии и Чечне, а запомнилась в основном представлением Cirque du Soleil.

Так можно перебирать год за годом. Конечно, лидерам мировых держав лучше встречаться, чем держаться друг от друга подальше, пусть они и собираются в весьма странном составе, куда не входят Китай и Индия и нет ни одного представителя стран Южной Америки или Африки. Но “восьмерка” – дискуссионный клуб, а не орган, принимающий решения. Так будет и в Санкт-Петербурге. Принимать будут тепло и красиво. Можно, наверное, надеяться на прогресс, скажем, в иранском вопросе. Но большие вопросы разрешены не будут.

Тем не менее саммит уже принес один важный результат. Он снова привлек внимание международной общественности к России. Российские либералы опасались, что саммит будет расценен как знак одобрения репрессивной политики, что иностранцы будут одурачены дорогостоящими и высокопрофессиональными пиар-агентами. Но случилось обратное. Лидеры прибывают в Санкт-Петербург под какофонию критических выступлений в адрес России со стороны СМИ и политических комментаторов.

Проблема этой какофонии не в ее неправде – за прошедшие недели я видел в западной прессе очень мало материалов, которые были бы откровенным наговором, – а в том, что критический напор ведет нас в неверном направлении. Экстремальные заявления вроде требований исключить Россию из “большой восьмерки” или наказать ее, ускорив вступление Грузии в НАТО, звучащие с одной стороны, вызывают столь же крайние высказывания с другой. Изоляционистским и националистическим силам только и нужны поводы, чтобы кричать о том, что Запад стремится окружить и ослабить Россию (при всей абсурдности такого плана). Они всегда готовы изобразить своих оппонентов в России как сообщников Запада в этом заговоре и утопить голос разума в потоке оскорблений.

Как укрепить и развить здравомыслие и непредубежденность в отношениях между Россией и “семеркой”? Этот вопрос стал главной темой доклада трехсторонней комиссии “Взаимодействие с Россией: следующая фаза”, в составлении которого помимо меня участвовали бывший заместитель госсекретаря США, а ныне президент Brookings Institution Строуб Тэлботт и бывший посол Японии в России Кодзи Ватанабэ. Мы констатировали, что для опасений по поводу нынешней политики есть множество оснований: доминирование краткосрочных тактических решений и личных интересов над интересами долгосрочного развития и инвестирования; провал реформ и реструктуризации экономики; зависимость политической системы от единственного института – президентства; сверхзависимость экономики от энергетической отрасли и пагубное вмешательство в нее госчиновников. Но мы также признаем, что, хотя иностранцы и могут оказывать на Россию некоторое влияние, благотворное или вредное, не в их силах определить будущее страны. Это могут только сами россияне, и важную роль, по нашему мнению, должен будет сыграть бизнес.

Частный сектор российского бизнеса стал самой динамичной и перспективной силой внутри страны. После бандитского капитализма 90-х сейчас в России стали появляться настоящие предприниматели и молодые специалисты, способные конкурировать на мировом уровне. Они знают, что Россия может быть не только нефтяной империей и экспортером металлов и вооружений, что это абсолютно необходимо, если Россия хочет войти в число самых развитых стран мира. Они знают, что для конкурентоспособности бизнеса и создания атмосферы, способствующей предпринимательству и инвестициям, нужны более жесткие и справедливые правовые рамки. И они также остро осознают препятствия, стоящие перед бизнесом: недостатки старой бюрократии, среди которой уровень коррупции, как сказал президент в мае, достиг беспрецедентного уровня; злоупотребление полномочиями со стороны налоговых чиновников; растущая нехватка квалифицированных кадров из-за задержек с модернизацией системы образования; влияние на рынок труда слабой системы здравоохранения, высокой мужской смертности и демографического кризиса. Данные Всемирного банка говорят о многом: при текущем уровне смертности менее шести из 10 15-летних российских мальчиков могут надеяться, что доживут до 60 лет, в то время как почти восемь из 10 бразильских или турецких мальчиков и девять из 10 британских могут рассчитывать, что доживут до 60. Другими словами, бизнесмены хорошо понимают, что при нынешней системе управления и пренебрежении социальными задачами сегодняшний бум нельзя считать устойчивым.

Это долгосрочные проблемы, которые окажут большое влияние на успех России в будущем. Как мы отмечаем в нашем докладе, грядущие поколения в России переживут столкновение культур. С одной стороны окажутся те, кто хочет обеспечить самобытность России с помощью политического и экономического протекционизма, контроля со стороны государства и отторжения каких-либо ценностей, привнесенных извне. С другой стороны будут те, кого национальная гордость (не менее сильная, чем у первых) толкает в противоположном направлении – в том, чтобы доказать, что Россия может стать современной, может конкурировать с развитыми экономиками и стать одной из них, может заимствовать и ставить себе на службу лучшие достижения других стран.

Итак, что может сделать Запад? Окрики на Россию не действуют. Изоляция России – глупая и дестабилизирующая идея, которая на руку наиболее реакционным и репрессивным элементам внутри страны. “Стратегическое партнерство, базирующееся на взаимных интересах и обоюдных ценностях”, – отличная задумка, но она совершенно обесценена и должна быть снята с повестки дня, поскольку российское руководство не готово пока к сотрудничеству в таком ключе. В политическом плане отношения между Россией и Западом находятся в самой низшей точке за последние шесть лет и в ближайшие год или два могут еще ухудшиться. Но существует еще достаточно точек пересечения интересов (в числе важнейших – распространение ядерных технологий и международный терроризм), где сотрудничество может быть плодотворным.

Итак, когда умолкнет шум саммита, самым здравым будет курс, направленный на реальное взаимодействие в тех областях, в которых взаимодействие остается возможным. Это означает налаживание контактов между обычными людьми, облегчение визового режима, образовательный и научный обмен между неправительственными организациями и деятелями из разных сфер и прежде всего взаимодействие в деловой сфере.

Каждая сделка, каждая инвестиция российской компании за рубежом или международной компании в Россию выбивает по кирпичу из стены, отгораживающей Россию от остального мира. Взаимная выгода, лежащая в основе бизнеса, – лучший путь победить примитивное мышление “игры с нулевой суммой”, принципа “все или ничего”. Взаимодействие такого рода вряд ли будет часто освещаться на первых полосах газет. Но именно оно станет конструктивным вкладом в долгий процесс изменения и модернизации в России. Саммит “восьмерки” не модернизирует страну. А вот честному, конкурентному бизнесу, основанному на российском человеческом потенциале, это по силам, если ему не мешать.