“Вымпелком” вышел в Грузию


Грузия привлекает и других российских операторов. Рынки соседних с Россией стран, в том числе Грузии, интересны для развития бизнеса, рассказывает пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева. МТС интересен рынок Грузии и других стран СНГ, где компания еще не работает, заявил пресс-секретарь оператора Кирилл Алявдин. Они отказались уточнить, вели ли российские операторы переговоры о покупке грузинских компаний.

“Вымпелком” вчера объявил о покупке за $12,6 млн контрольного пакета грузинского оператора “Мобител”, а также опциона на покупку оставшихся 49% компании. До сих пор грузинская компания не вела никакой коммерческой деятельности, и новым владельцам придется строить сеть с нуля. В пресс-релизе “Вымпелкома” гендиректор оператора Александр Изосимов уверяет, что у грузинского рынка большой потенциал развития. А пресс-секретарь компании Юлия Остроухова добавляет, что российский оператор приобрел “Мобител”, а не одного из лидеров рынка – Magticom или Geocell, потому что владельцы этих компаний не захотели вести переговоры о продаже.

“Билайн” – раскрученный бренд, известный и в Грузии, признает пресс-секретарь Geocell Ирма Цкитишвили. Однако Geocell работает на грузинском рынке уже девять лет и сможет состязаться с новым соперником, уверяет она.

Сейчас владельцы мобильных телефонов в Грузии не экономят на сотовой связи. По оценке ACM-Consulting, в I квартале 2006 г. средний ежемесячный платеж на одного абонента на грузинском рынке составил $12 – практически вдвое больше, чем у “Вымпелкома” или МТС. Однако “Вымпелком” заплатил из расчета $5 на одного жителя Грузии – дороже, чем платили другие российские операторы в аналогичных сделках в Узбекистане, Казахстане и России, говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Но в последнее время цены на сотовых операторов вообще сильно выросли, замечает он. Например, в июне оператор Etisalat заплатил $2,9 млрд за третью GSM-лицензию в Египте, или $40 за одного жителя. Поэтому цена в $12,6 млн за 51% акций “Мобител” справедливая, считает Погребинский.

С ним согласен содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев. Конечно, объем ежемесячных платежей с одного абонента в Грузии упадет – конкуренция потребует снижения тарифов, уверен он. Но в аналогичных условиях федеральные операторы при выходе в регионы России несколько лет назад платили из расчета $2–7 на одного жителя, вспоминает Чернышев.

Формально “Вымпелком” станет первым российским оператором в Закавказье. Однако в Абхазии работает Aquafon, принадлежащий через компанию Mondeo Holding Ltd. датскому бизнесмену Джеффри Гальмонду. Гальмонд, по собственным словам, является владельцем примерно 40% российского “Мегафона” (через холдинг “Телекоминвест”, владеющий 31,3% акций “Мегафона”, и фонд IPOC, которому принадлежат еще 8%). Власти Грузии неоднократно выступали против работы Aquafon, который они называют дочерней структурой “Мегафона”. Но в “Мегафоне” отвергают обвинения грузинских властей.