Дружная “восьмерка”


В основе энергетического партнерства, предложенного Путиным, лежит взаимозависимость производителей и потребителей, утверждает главный аналитик Альфа-банка Крис Уифер: “Обменяв долю участия в российских проектах добычи на право госкомпаний участвовать в международных проектах, государство добьется большей интеграции России в мировую энергетику”.

Более полугода полпреды президентов в G8 и специалисты обсуждали один из главных итоговых документов саммита, который называется “Глобальная энергобезопасность”. Текущая ситуация – с растущими ценами на нефть, высокой зависимостью импортеров, ростом спроса со стороны Китая и Индии – в проекте охарактеризована как “энергетический кризис”.

Найти общий знаменатель интересов производителей и потребителей оказалось трудно, говорит Валерий Сорокин, входящий в рабочую группу полпреда президента в G8 Игоря Шувалова по подготовке саммита. Исторически энергобезопасность рассматривалась c позиций потребителей – как гарантия поставок. Между тем, объясняет Сорокин, на долю производителя приходится больше рисков. Например, в цепочке производства сжиженного природного газа 90% составляют инвестиции в сжижение и 10% – в регазификацию и продажу.

Россия на переговорах с западными экспертами предлагала по-новому посмотреть на проблемы прозрачности и предсказуемости поставок, более справедливо распределить риски между производителем и потребителем. “Газпром”, рассказывает сотрудник холдинга, намерен поставлять дополнительные объемы на Балканы, но “попробуй получи [из стран Южной Европы] всю необходимую статистику, чтобы принять обоснованное коммерческое решение о строительстве трубопровода”. По мнению Сорокина, прозрачность, трактуемая сейчас в основном как предоставление экспортерами сведений о запасах нефти и газа, должна быть расширена: “нужна четкая картина спроса” на годы вперед.

Предсказуемость также должна быть с обеих сторон: не только производители юридически однозначно гарантируют права иностранных инвесторов, но и страны-потребители не меняют внезапно свое законодательство и условия международных контрактов. Неправильно, например, после расширения ЕС ограничивать определенным процентом поставки сырья из России в каждую из новых стран-участниц, считает Сорокин.

Недавно глава “Газпрома” Алексей Миллер заявил, что при нынешних затратах на поиск и производство газ должен быть продан еще до того, как добыт. Костяк будущего рынка, на взгляд Сорокина, должны составить долгосрочные контракты. “Но бизнес сам определит соотношение спотовых сделок, среднесрочных и долгосрочных контрактов”, – подчеркивает он.

“Очень важно, чтобы компании из стран, производящих и потребляющих энергоресурсы, могли приобретать активы по всему миру”, – говорится в “Глобальной энергобезопасности”. Координатор Форума энергобезопасности Европейской экономической комиссии ООН Александр Шашин полагает, что полноценное энергетическое партнерство невозможно без права производителей покупать сети распределения, сбыта и иные энергоактивы в странах-потребителях. “Примеров, когда наши компании дискриминировали сугубо по политическим мотивам, немало”, – замечает источник в российском правительстве.

Еврокомиссия считает, что “Газпром” имеет право инвестировать в систему дистрибуции в Европе, но любая сделка будет рассматриваться в свете закона о конкуренции, предупреждает пресс-секретарь Еврокомиссии по энергетике Ферран Тараделлас-Эспуни. Представители европейских газовых компаний, до которых дозвонились “Ведомости”, от комментариев отказались.

Как следует из “Глобальной энергобезопасности”, лидеры G8 призовут Международный энергетический форум в Эр-Рияде “установить диалог между потребляющими и производящими странами”, чтобы снизить нестабильность рынка. Настало время расширить Международное энергетическое агентство за счет крупнейших добывающих стран, считает бывший замгоссекретаря США в администрации Билла Клинтона Стюарт Айзенстат. Это позволит лучше представлять ситуацию на энергорынках, замечает он.

Президент Московского международного нефтяного клуба Тогрул Багиров говорит, что на саммите будет оглашена идея создания международного консультационного органа, задачей которого станет выработка мер по снижению рисков. По мнению Багирова, оптимальной площадкой для коллективной системы глобальной энергобезопасности могла бы стать Европейская экономическая комиссия ООН. В нее могли бы войти представители правительств, нефтегазовых и финансовых компаний, эксперты ОПЕК, Американского института нефти, Международного энергетического агентства и Международного энергетического форума.

Старший аналитик лондонского Центра глобальных энергетических исследований Манушер Такин полагает, что лидеры G8 достигнут договоренности по обеспечению энергобезопасности: “Они подойдут к энергобезопасности как к проблеме коммерческого характера”. Старший консультант Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Роберт Эйбель гораздо скептичнее: “Интересы производителей и потребителей зачастую взаимоисключающие, консенсус в предлагаемом [Россией] формате практически невозможен”.