ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Ключевое звено


Тема энергобезопасности не сходит со страниц газет и является ключевой в выступлениях политиков и бизнесменов. Что это, дань моде или ощущение реальной угрозы?

Цена на нефть остается стабильно высокой. Прогнозы ведущих компаний мира говорят, что она может достичь и $100 за баррель. Новая ценовая парадигма влияет на всех – от рядового потребителя до крупных корпораций и государств. Непонятно, как мировая экономика будет реагировать на высокие цены в среднесрочной перспективе. Для поддержания устойчивого роста необходимы достаточные и доступные энергоресурсы. Мировой спрос на углеводороды удвоился с 1970 г.: только за последние 10 лет он вырос на 25%.

Учитывая волатильность рынка, даже незначительное нарушение поставок углеводородов может привести к системной проблеме. Мы живем в глобальном взаимозависимом мире. Система энергобезопасности призвана обеспечить надежность поставок энергоресурсов в общих интересах мировой экономики, стран-потребителей и стран – производителей энергоресурсов.

В связи с этим вопрос стабильности, предсказуемости, понятности, который включает в себя энергобезопасность, приобретает особое звучание. Сегодня нет четкого определения энергобезопасности. Разные участники этого процесса воспринимают проблему по-разному. И чрезвычайно важно, чтобы мы научились говорить на одном языке.

Наши западные партнеры привыкли воспринимать энергобезопасность исключительно как надежность поставок. Ситуация меняется, и надежность поставок – это только одна из составляющих энергетического уравнения. “Легкие” нефть и газ заканчиваются, отрасль движется в сторону трудноизвлекаемых, а значит, исключительно капиталоемких проектов. Наличие потребителя, долгосрочного гарантированного спроса является принципиальным для развития проектов, требующих многомиллиардных инвестиций. Освоение новых нефтегазовых провинций должно сочетаться с эффективной разработкой существующих месторождений. А это значит, что нужны новые эффективные технологии – добычи, переработки, энергосберегающие технологии, альтернативные источники энергии. Комплекс этих проблем сегодня наиболее актуален для обсуждения в формате “восьмерки”.

Роль России в этой дискуссии трудно переоценить. Россия занимает объективно лидирующую позицию в энергообеспечении мировых рынков: наша страна обладает самыми крупными мировыми запасами газа и значительными запасами нефти. Россия обеспечила почти 40% мирового прироста добычи нефти за последние шесть лет. Можно утверждать, что поставки российских углеводородов на мировые рынки помогли предотвратить масштабный дисбаланс в мировой экономике. Успешное раскрытие энергетического потенциала нашей страны, создание новых энергетических коридоров – залог стабильности комплексной взаимосвязанной системы – “глобальной деревни”.

Что можно и нужно сделать? Новые ресурсы расположены в отдаленных труднодоступных областях. Сегодня Россия существенно меняет законодательство, связанное с разработкой таких месторождений в Восточной Сибири, на арктическом шельфе и Дальнем Востоке. Правительство предоставляет льготы нефтяным компаниям, работающим на месторождениях в поздней стадии эксплуатации. Создаются долгосрочная понятная перспектива, предпосылки для установления инвестиционного климата, привлекательного для прямых капиталовложений в российскую экономику. Результаты такой экономической политики налицо: приток прямых иностранных инвестиций в первом полугодии превысил $14 млрд, что на 17% превышает показатель прошлого года.

Россия и европейские страны – естественные партнеры и союзники в вопросах энергобезопасности. Наша страна заинтересована в долгосрочных контрактах на поставку сырья. В первую очередь это относится к поставкам природного газа, которые сегодня и в среднесрочной перспективе будут осуществляться по трубопроводам. Благоприятная среда для существования стабильных и надежных долгосрочных поставок создается на государственном уровне.

Долгосрочные договоры между компаниями нужно подкреплять межправительственными соглашениями – как в случае с недавно подписанным соглашением между “Газпромом” и китайской CNPC. Такие договоренности вполне возможны и с европейскими странами. Тогда надежность поставок будет гарантирована не только в плоскости взаимодействия между компаниями, но и между правительствами.

Мы видим обеспокоенность отдельных европейских лидеров, что российско-китайские договоренности могут поставить под угрозу выполнение обязательств перед европейскими потребителями. Это не так. Конкуренции поставок энергоресурсов на рынки Юго-Восточной Азии и Европы нет. Уместнее говорить о диверсификации рынков, создании нового восточного энергетического коридора, который станет краеугольным камнем новой системы энергетической безопасности. Ресурсов Западной и Восточной Сибири достаточно для осуществления поставок в оба направления. Межправительственные договоренности станут дополнительной гарантией того, что контракты будут выполнены.

Пути развития российского нефтегазового комплекса являются предметом дискуссии между современными “западниками” и “славянофилами”. Первые традиционно считают, что сложные дорогие проекты можно реализовать только с помощью западных партнеров. “Славянофилы” полагают, что благоприятная экономическая конъюнктура позволяет нашей стране обходиться без посторонней помощи. Правда, как всегда, посередине.

Благодаря устойчиво высоким ценам на нефть и российские нефтяники, и правительство располагают существенными свободными средствами. В результате Россия в состоянии самостоятельно финансировать даже самые крупные проекты. Но разве наличие свободного капитала сейчас единственное условие успеха? Лучшие иностранные компании могут привнести мировой производственный и управленческий опыт, готовы разделить риски. Думаю, привлекать таких участников целесообразно, вопрос лишь в правильном структурировании взаимоотношений между участниками проекта.

Залогом успеха станут разные формы частно-государственного партнерства. На определенных отрезках развития государство стремится увеличить свое присутствие в энергетическом секторе. Так было в Норвегии, Мексике, африканских странах. Наращивает государство свое влияние и в российском нефтегазовом секторе. Это естественный процесс. Важно, чтобы при этом правила были одинаковы для всех, для того чтобы не возникало монопольных позиций на рынке. Об этом говорил президент Владимир Путин, выступая перед участниками 10-го Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

Опыт показывает, что такая экономическая модель может быть эффективной. Государство может более активно участвовать в развитии и строительстве инфраструктуры. Создание трубопроводной системы, энергетическое обеспечение, строительство дорог и т. д. – все это необходимо для разработки новых месторождений.

Частные компании, а в особенности частные компании с международным опытом, могут внести значимый вклад в развитие национальной нефтегазовой отрасли путем передачи инновационных технологий, опыта эффективного управления проектами и лучшей мировой практики во всех сегментах бизнеса.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла сказал: “Критерием истины является опыт”. В случае обеспечения энергетической безопасности это опыт активного взаимодействия между участниками на всех уровнях, от сотрудничества в отдельных проектах до международных соглашений.